«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО
«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО

Мотивационно-ценностное отношение обучающихся выпускных классов к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне»

28 ноября 2022

Васильев Альберт Григорьевич, методист Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне», gto_minobr@mail.ru

 

Мотивационно-ценностное отношение обучающихся выпускных классов

к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне»

 

Аннотация. В статье раскрыты педагогические условия мотивации и ценностного отношения обучающихся выпускных классов к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». Выявлены эффективные формы повышения мотивации и ценностных отношений выпускников.

 

Ключевые слова: мотивационно-ценностное отношение, физическая культура и спорт, выпускники, ГТО.

 

 

A.G. Vasiliev, RRC «Young Yakutians», gto_minobr@mail.ru

 

Motivational-value attitude of graduation students to implementation of complex standards «Ready for labor and defense»

 

Abstract. The article reveals the pedagogical conditions of motivation and value attitude of graduate students to the implementation of the standards of the «Ready for work and defense» complex. Effective forms of increasing the motivation and value relations of graduates are revealed.

 

Keywords: motivational-value attitude, physical culture and sports, graduates, GTO.

 

В настоящее время в школах республики организация физического воспитания стоит не на должном уровне. Это доказывает слабый уровень подготовленности выпускников общеобразовательных организаций к выполнению комплекса «Готов к труду и обороне». Встает проблема обеспечения физической подготовленности обучающихся к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельности. Актуальными становятся вопросы мотивационно-ценностного отношения обучающихся выпускных классов к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» в настоящее время является очень актуальной.   Реализуя свои цели в физическом развитии, каждый обучающийся должен иметь возможность оценить свои достижения, сравнить их с достижениями других выпускников.

 

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей. Это вид социальной практики, а значит, что общество признает такую деятельность полезной и крайне необходимой для всех, создает все условия для ее развития.

 

Физическая культура в общеобразовательной организации является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности, системы гуманистического воспитания обучающихся. Как учебная дисциплина обязательна для всех, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния обучающихся в процессе образовательной деятельности. В основе учебно-воспитательного процесса лежит комплексный, системный характер образования, воспитания, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

 

Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью общечеловеческой культуры, истории, и цивилизации в целом. Именно образовательная организация в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания. Время доказало, что воспитание успешно тогда, когда оно системно.

 

В настоящее время в общеобразовательных организациях складываются гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место физическому воспитанию и спорту, это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

 

Объект исследования. Процесс формирования мотивационно-ценностного отношения выпускников к выполнению нормативов комплекса ГТО.

 

Предмет исследования. Средства физического воспитания, формирующие мотивационно-ценностное отношение выпускников к выполнению нормативов комплекса ГТО.

 

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании учебно-воспитательного процесса формирования мотивационно-ценностного отношения выпускников к выполнению нормативов комплекса ГТО.

 

Задачи исследования:

1. Изучить теоретико-методологические предпосылки формирования мотивационно-ценностного отношения.

2. Выявить мотивационно-ценностное отношение выпускников к выполнению нормативов комплекса ГТО.

3. Разработать рекомендации по формированию мотивационно-ценностного отношения выпускников к выполнению нормативов комплекса ГТО.

 

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой мотивационно-ценностное отношение выпускников к выполнению нормативов комплекса ГТО достигается путем:

– организации учебно-воспитательного процесса на основе проявления интереса у обучающихся выпускных классов;

– обеспечения личностно-ориентированного и системного, деятельностного подходов.

 

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

– раскрыты проблемы мотивационно-ценностного отношения выпускников к выполнению нормативов комплекса ГТО;

– обоснованы системные направления работы для повышения мотивационно-ценностного отношения выпускников к выполнению нормативов комплекса ГТО;

– определен комплекс учебно-воспитательного процесса по мотивационно-ценностному отношению выпускников к выполнению нормативов комплекса ГТО.

 

Практическая значимость.  Исследование будет полезно учителям физической культуры и специалистам по физической культуре.

 

База исследования: анкетный опрос проводился на платформе «Google Форма» у выпускников общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) в период с 1 ноября по 10 ноября 2022 г.

 

На первом этапе работы мы использовали и проанализировали материалы публикаций Барчукова И.С., Гогунова Е.Н., Мартьянова Б.И., Дуркина П.К., Лебедевой М.П., Решетникова Н.В., Скобликова Т.В. по теме исследования.

 

На втором этапе проводился анкетный опрос выпускников школ республики, в котором приняли участие 700 выпускников из муниципальных районов республики.

 

Цель опроса: определить минимальный набор наиболее и наименее информативных показателей, использование которого позволяет осуществлять контроль за проявлениями мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и выполнению нормативов ГТО.

 

Результаты опроса позволят оптимизировать средства, совершенствовать методы и форму организации занятий физической культурой с выпускниками, рационализировать процесс управления формированием мотивационно-ценностного отношения выпускников к занятиям физической культурой.

 

Нами составлены вопросы для выявления мотивационно-ценностного отношения выпускников к занятиям физической культурой и выполнению нормативов ГТО и   предоставлены примерные ответы на вопросы, выясняющие мотивы занятий физической культурой.

 

Таблица 1. Вопросы анкетирования с представленными ответами

Вопрос Предлагаемые ответы
1 С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ?

 

1 Улучшение состояния здоровья
2 Улучшение физической подготовленности
3 Улучшение фигуры
4 Улучшение самочувствия
5 Для подготовки к выполнению ГТО
6 Желание получить хорошую оценку по предмету
7 Удовлетворение потребности в движении
8 Желание выполнять физические упражнения
9 Стремление показать (проверить) свои способности
10 Снизить вес
2 ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ВАМ НРАВИТСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ? 1 Подвижные игры
2 Игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол и т.п.)
3 Игры с другими предметами
4 Подготовительная часть урока (разминка)
5 Основная часть урока
6 Заключительная часть урока
7 ОФП подготовка к ГТО
3 КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ВЫ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦЕНИТЕ (ЛЮБИТЕ)? 1 Спорт
2 Смотреть телевизор
3 Сидеть у компьютера
4 Гулять на улице
5 Сидеть дома
6 Читать книги
7 Ухаживать за цветами
8 Занятие рукоделием
9 Выход на природу
4 ВЫ УЧАСТВОВАЛИ В ВЫПОЛНЕНИИ КОМПЛЕКСА ГТО? 1 Да
2 Нет
5 ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО? 1 Проверить свою физическую подготовку
2 Улучшить свои физические качества
3 Получить знак отличия
4 Быть лучше своих одноклассников
5 Пропаганда здорового образа жизни
6 ЗАЧЕМ НУЖЕН ЗНАК ОТЛИЧИЯ ГТО? 1 Для красоты
2 Для коллекции значков
3 При поступлении в высшие учебные заведения
4 Просто для себя
5 Для родителей
6 Показать друзьям
7 Для проверки своих физических способностей
7 КАК ВЫ ГОТОВИТЕСЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ГТО? 1 Самостоятельно
2 По видеопособиям на канале YouTube
3 Не готовлюсь, выполню без подготовки
4 В школе есть дополнительные занятия
5 Помогает учитель физической культуры
6 Помогают родители
7 Помогает тренер в спортивной школе
8 Готовлюсь вместе с друзьями на спортивных объектах (спортивный зал, манеж, спортивные площадки)

 

На третьем этапе исследования обрабатывались и анализировались полученные данные анкетирования.

 

Рис. 1. Цели посещения уроков физической культуры

 

Выяснилось, что сформированные (ведущие) мотивы занятий физической культурой распределились следующим образом. Общими являются мотивы улучшения физической подготовленности и желание получить хорошую оценку по предмету. Это говорит о том, что выпускники стремятся улучшить свою физическую подготовленность, посещая уроки физической культуры.

 

Рис. 2. Что больше всего нравится на уроках физической культуры

 

Наиболее сформированными (ведущими) интересами обучающихся на уроках физической культуры являются игры с мячом и подвижные игры. Обучающимся больше нравится игровой метод обучения.

 

Рис. 3. Любимые занятия

 

Наиболее сформированными (ведущими) ценностями при проведении свободного времени являются гулять на улице и сидеть дома. Различия заключаются в следующих ценностях: выход на природу и спорт.

 

Рис. 4. Участие в выполнении комплекса ГТО

 

На вопрос: участвовали ли вы в выполнении нормативов ГТО, из 700 опрошенных 343 обучающихся ответили положительно (48,9%), 358 обучающихся не принимали участие (51,1%).

 

Рис. 5. Мотивации учащихся для сдачи нормативов комплекса ГТО

 

На вопрос: для чего нужны нормативы комплекса ГТО? 531 опрошенный выбрал ответ: проверить свою физическую подготовку, 348 ответили: получить знак отличия.

 

Рис. 6. Мотивации учащихся для получения знака отличия ГТО

 

Зачем нужен знак ГТО? 583 выпускника ответили, что знак нужен при поступлении в высшие учебные заведения и 423 выпускника ответили, что для проверки своих физических способностей.

 

Рис. 7. Вид подготовки к выполнению нормативов ГТО

 

К выполнению нормативов ГТО 339 опрошенных готовятся самостоятельно, 330 обучающихся при помощи учителя физической культуры.

 

Проведенное исследование показало, что физическая культура и выполнение нормативов ГТО играет немаловажную роль в жизни обучающихся выпускных классов, что было отмечено при анкетировании.

 

Результаты исследования позволят оптимизировать средства, совершенствовать методы и формы организации занятий физической культурой и подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО.

 

Заключение

 

Отношение обучающихся к физической культуре и спорту – одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым обучающимся должна рассматриваться с двуединой позиции – как личностно значимая и как общественно необходимая.

 

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для обучающихся насущной потребностью, не превратилась в интерес личности.

 

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения обучающихся в активную физкультурно-спортивную деятельность.

 

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность учителя физической культуры, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

 

К субъективным факторам относятся: удовлетворение занятиями физической культурой, соответствие эстетическим вкусам, понимание личностной значимости занятий, понимание значимости занятий для коллектива, понимание общественной значимости занятий, духовное обогащение, развитие познавательных способностей.

 

В образовательных организациях задачу формирования мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать занятия по физической культуре, массовые физкультурно-спортивные и спортивно-оздоровительные мероприятия.

 

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею могут быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, достижение высоких спортивных результатов.

 

Здоровье и учеба взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье обучающихся, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы обучающиеся успешно адаптировались к условиям обучения, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

 

Практические рекомендации

 

Данные исследования свидетельствуют о необходимости разработки педагогических приемов, обеспечивающих перестроение мотивационной сферы обучающихся, а также повышения мотивационно-ценностного отношения обучающихся к выполнению нормативов ГТО.

 

Формирование мотивов и потребностей в выполнении нормативов ГТО предусматривает создание в образовательной организации условий для проявления внутренних побуждений, осознание их обучающимися и дальнейшее их саморазвитие. При этом учитель физической культуры должен стимулировать развитие мотивационной сферы системой продуманных индивидуальных приемов. Изучение особенностей организации процесса физического воспитания в образовательной организации позволит в дальнейшем разработать методические основы его построения и пути повышения эффективности системы занятий физической культурой и спортом.

 

Мы полагаем, что существующая система физического воспитания должна быть изменена.

 

Во-первых, повышением уровня общей физической подготовленности (увеличением общей и скоростной выносливости, то есть аэробных и анаэробных возможностей организма).

 

Во-вторых, усиление специальной физической подготовленности, направленный на рост силы мышц.

 

В-третьих, для формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к выполнению нормативов ГТО, нужно дополнительно ввести в вариативную часть уроков по физической культуре занятия по подготовке к выполнению нормативов ГТО. Занятия нужно организовывать через позитивный эмоциональный компонент, реализуемый через подбор специальных упражнений и подвижных игр, спортивно-оздоровительных мероприятий, повышающих эмоциональность практических занятий, а следовательно, интерес занимающихся.

 

Для улучшения качества и повышения количества участников «Движения ГТО!», предлагаем организовать в школах республики места тестирования с назначением освобожденных специалистов с дополнительной штатной единицей. Места тестирования организуются при муниципальных центрах тестирования. Муниципальным центрам тестирования перенять опыт работы центра тестирования ГАНОУ РС(Я) РРЦ «Юные якутяне». Модель создания мест тестирования Центра тестирования ВФСК ГТО (на примере ГАНОУ РС(Я) РРЦ «Юные якутяне») представлена на рис. 8.

 

Рис. 8. Модель создания мест тестирования Центра тестирования ВФСК ГТО

(на примере ГАНОУ РС(Я) РРЦ «Юные якутяне»)

 

Организация мест тестирования в школах республики повысит количество систематически занимающихся физической культурой и спортом и создаст условия приема нормативов ГТО в труднодоступных наслегах республики.

 

Однако конкретные методы повышения уровня физической подготовленности обучающихся (например, посредствам увеличения числа уроков физической культуры и моторной плотности каждого из них, включения в вариативную часть – подготовку к выполнению нормативов ГТО) требуют специальной разработки.

 

Литература

1. Барчуков И.С. Физическая культура. М.: Академия, 416 c.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие.  М.: Академия, 2000.  470 с.

3. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой.  М.: Физкультура и спорт, 1984. 150 с.

4. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов. Физическая культура. 2000.  № 2.  С. 50-54.

5. Решетников Н.В. Физическая культура: учебник. М.: Академия, 2018. 288 c.

6. Скобликова Т.В.   Теоретические и методологические проблемы развития   личности   средствами   физической   культуры в системе непрерывного образования. Физическая культура.   № 2  С. 54.

7. Танкин М.И. Учитель физической культуры: личность, общение. М.: А.П.О., 1993.  160 с.

8. Тихвинский С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. Л.: Знание, 1988. 32 с.

9. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. М.: Юнити, 2016.  431 c.

10. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.  М.: Юнити, 2017.  288 c.

 

References

1. Barchukov I.S. Physical culture. M.: Academy, 2017. 416 p.

2. Gogunov E.N., Martyanov B.I. Psychology of physical education and sports: studies. manual. M.: Academy, 2000. 470 pp.

3. Gotovtsev P.I., Dubrovsky V.I. Self-control in physical education. M.: Physical culture and sport, 1984. 150 p.

4. Durkin P.K., Lebedeva M.P. On the problem of personal physical culture education among schoolchildren and students. Physical Culture. 2000. No. 2. pp. 50-54.

5. Reshetnikov N.V. Physical culture: textbook. M.: Academy, 2018. 288 p.

6. Skoblikova T.V. Theoretical and methodological problems of personal development by means of physical culture in the system of continuing education. Physical Culture. 2000. No. 2 p. 54.

7. Tankin M.I. Teacher of physical culture: personality, communication. M.: A.P.O., 1993. 160 p.

8. Tikhvinsky S.B. The role of physical education in adolescent health. L.: Znanie, 1988. 32 p.

9. Physical culture and physical training: textbook / edited by V.Ya. Kikotya, I.S. Barchukova. M.: Unity, 2016. 431 p.

10. Physical culture and physical training: textbook / ed. Kikotia V.Ya., Barchukova I.S. M.: Unity, 2017. 288 p.