19 июля 2023
К 2030 г. в России полностью обновится система дополнительного образования детей и будут созданы необходимые условия для самореализации и развития детских талантов, для воспитания детей и молодежи социально ответственными людьми. В первую очередь в рамках концепции будет распространена целевая модель развития дополнительного образования по всей стране. Она предполагает переход на персонифицированное финансирование – выдачу специальных сертификатов, по которым ребёнок может посещать кружки и секции бесплатно.Также планируется создать новые учебные места и обновить инфраструктуру системы дополнительного образования.
Кроме того, предполагается создание и развитие сети технологических кружков, открытие новых школьных музеев, театров, спортивных клубов и медиацентров. Будут разработаны новые туристические маршруты, во время которых школьники смогут познакомиться с историей, культурой и традициями своего региона. Особое внимание в концепции уделено детям с инвалидностью и их вовлечению в систему дополнительного образования. К структуре управления региональной системой дополнительного образования детей относятся Региональные модельные центры дополнительногообразования детей.На 1 января 2023 г. в республике насчитывается 1 165 учреждений дополнительного образования. Количество детей, охваченных программами дополнительного образования – 146 841В рамках мероприятия «Обновление материально-технической базы для организаций учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях» общий объем средств, предусмотренных в 2023 г., составляет 40 799 402,22 руб., в том числе из федерального бюджета – 37 168 400,00 руб., республиканского бюджета – 375 438,39 руб., муниципального бюджета – 3 255 563,83 руб.Запланировано обновление материально-технической базы в 52 образовательных организациях, расположенных на территории республики, из них:– ремонт спортивных залов – 5;– перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивных зал – 1;– создание и развитие школьного спортивного клуба – 36;– ремонт и оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых спортивных плоскостных сооружений – 10.По итогам конкурсного отбора на предоставление в 2022–2024 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей:– в 2022 г. создано 1 293 новых мест общим объемом финансирования на сумму 15 919 596, 00 руб.;– в 2023 г. планируется создать 1 293 новых мест на сумму 7 959 797,56 руб.– в 2024 году – 1 400 новых мест на сумму 17 193 636,36 руб.В системе дополнительного образования детей республики:ꟷ создаются условия для самореализации иразвития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;ꟷ повышается доступность качественных программ дополнительного образования;ꟷ происходит увеличение охвата дополни-тельным образованием детей (в том числе детей, проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья);ꟷ наблюдается обновление содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей для удовлетворения индивидуальных запросов и решения задач социального и технологического развития республики.В целом укрепляется потенциал дополнительного образования детей в решении задач воспитания.Между тем в системе дополнительного образования республики остаются нерешенными проблемы, среди которых можно назвать:1) неравномерное развитие инфраструктуры дополнительного образования; необходимость расширения сети детских технопарков, лабораторий, детских инновационных центров и иных форм для детей, проживающих в сельской местности и малых городах;2) недостаточная изученность социального заказа на дополнительное образование учащихся;3) недостаточный темп обновления содержания и технологий по отдельным направленностям дополнительного образования детей;4) дефицит современных инфраструктурных и материально-технических ресурсов;
5) низкий уровень цифровизации организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.