Туризм и краеведение

31 декабря 2021 г. | Патриотическое воспитание › Туризм и краеведение

Информация по краеведческой деятельности ГАНОУ РС(Я) «РРЦ «Юные якутяне» посвященной выставке «Академическая наука и технологии в Якутии» в рамках Года науки и технологий в России

Куратором по Республике Саха (Якутия) по краеведению и деятельности школьных музеев является  ГАНОУ РС(Я) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне». Основной задачей, стоящей перед нашим учреждением по развитию школьного краеведения, является организационная и методическая помощь в работе объединений, создание условий для самореализации учащихся.

Краеведение на федеральном уровне курируется ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». 

https://fcdtk.ru/navigation-page/f2e7e5a006de3dcb1f10a84eae6aa681

В системе дополнительного образования республики работают 127 детских объединений (групп) в образовательных организациях, с общим охватом 3539 обучающихся, в период 2020 года проведено 137 мероприятий краеведческой направленности, в них приняли участие 1884 учащихся. На территории республики реализуется 88 общеобразовательных программ краеведческой направленности, работают 274 школьных музея, ведется работа по паспортизации музеев.

Академия наук РС(Я) совместно с образовательными учреждениями организует более 20 комплексных научно-исследовательских экспедиций школьников. В ходе таких экспедиций также проводятся исследования по краеведению. Научными руководителями экспедиций являются Григорьев Ю.М. – главный ученый секретарь АН  РС(Я), доктор физико-математических наук, профессор, действительный член АН РС(Я), Матвеев А.И. – заведующий лабораторией обогащения полезных ископаемых ИГДС СО РАН им. Н.В. Черского, доктор технических наук, действительный член АН РС(Я) и Исаев А.П. – главный научный сотрудник, и.о. заведующего лабораторией экосистемных исследований холодных регионов ИБПК СО РАН, доктор биологических наук.

Ежегодно для руководителей школьных музеев проводятся семинары, с приглашением ведущих специалистов государственных музеев. Были организованны экскурсии в Музей зарубежного искусства Национального художественного музея РС(Я), Музей современного искусства Национального художественного музея РС(Я), Музей арктической археологии СО РАН им. С.А. Федосеевой, Музей православия, Дом-музей «Якутская ссылка». Для обмена опытом проводились выездные семинары и курсы на базе Бютейдяхского музея истории и культуры, музея образования Мегино-Кангласского улуса. Руководители школьных музеев представляют свои исследования на республиканскую конференцию краеведов, а также систематически освещают свою деятельность в печатной продукции: выпускают Книги Памяти, фотоальбомы, результаты экспедиций и поисковой работы.

Краеведение по большому счету можно разделить на поисковую работу и систематизацию данных. Поисковая работа разделяется на экспедиционную (поиск данных) и камеральную (обработка найденных данных). Соответственно, школьные объединения организуют полевые (археология, замеры и съёмка объектов, сбор свидетельств по историческим событиям и т.д.), этнографические (изучение культуры и быта людей, сбор фольклорного и других материалов и сведений и т.д.), поисковые и другие экспедиции. Это требует умения жить в полевых условиях, быть физически крепкими и правильно вести себя в условиях вне населенных пунктов. Главным здесь является туристская подготовка участников полевых научно-исследовательских экспедиций. Наша организация оказывает методическую и практическую помощь по организации и проведению экспедиций средствами туризма.

Но краеведение включает в себя и работу по изучению и систематизации собранного материала, изучение судеб людей по свидетельствам и архивным документам, исследования истории каких-либо событий отраженных в документах, статьях в СМИ, фото и видеоматериалах и эта работа ведется в тиши архивов, в библиотечных залах и в просторах интернета. «Путешествие в кресле» как говорил Жак Паганель, герой романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». И здесь наше учреждение также организует и проводит семинары и курсы с целью оказания помощи и в камеральной работе, и в работе в архивах.

Вся краеведческая деятельность Центра строится на научной основе, поэтому регулярно проводятся встречи с сотрудниками Национального архива Республики Саха (Якутия), Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, Музея истории академической науки Якутии им. Г.П. Башарина, Института гуманитарных исследований и проблем малых народностей Севера СО РАН, с ДОСААФ России РС(Я).

Работа РРЦ «Юные якутяне» по краеведению является поддержкой работы муниципальных образовательных центров и создает условия для массового участия и дальнейшего развития работ учащихся в программах республиканской НПК «Шаг в будущее», Малой академии наук и Целевого фонда будущих поколений.

Заключен Договор о сотрудничестве с Историческим парком «Россия-моя история». На его площадках проводится ежегодный республиканский этап «Дойдум-Отчество» Всероссийской конференции краеведческих исследовательских работ учащихся «Отечество». Победители успешно представляли свои исследования на российском этапе. По итогам конференции создается сборник лучших работ республиканской конференции «Дойдум-Отечество». Воспитанники краеведческого объединения «Удивительная Якутия» стали обладателями Стипендии главы РС(Я) в 2016 – Сакердонов Дмитрий, 2017г. – Яндубаева Лидия, 2018 г – Цуркан Полина, 2019 г. – Капитонова Яна. В 2018 г., в Российском конкурсе «Юный архивист», Цуркан Полина заняла 2 место, Егоров Айтал И Мухаметов Данил – 3 место, а Тихонова Сильвия и Егорова Ева – Сертификат участника.


В условиях дистанционного обучения юные краеведы активно участвую в российских и международных акциях: Большой этнографический диктант, Международный географический диктант. Работа РРЦ «Юные якутяне» по краеведению является поддержкой работы муниципальных образовательных центров и создает условия для массового участия и дальнейшего развития работ учащихся в программах республиканской НПК «Шаг в будущее», Малой академии наук и Целевого фонда будущих поколений. Такая работа позволяет достигать высоких результатов: Республиканская НПК «Шаг в будущее» (2021 г. -  Егоров Айтал, 3 место) и Всероссийские чтения (2021 г. - Тихонова Сильвия,  Диплом I степени Всероссийских юношеских чтений им В. И. Вернадского).

С 2020 г. начались выездные занятия педагогов в «РООЦ «Сир уустара» (Сунтарский улус). Изучение истории родного края идет через знакомство с достопримечательностями села Кемпендяй, посещения Бизонария, пеших походов в окрестности с Кемпендяй, изучения архивных материалов и экспонатов местного краеведческого музея «Кэскил». В кабинете краеведения формируется коллекция минералов и полезных ископаемых с берегов речки Кемпендяйки (самосадочная соль, каменная соль, сердолик, кварц, халцедон, глины, бурый уголь) и   находок Девонской фауны и флоры с Горы окаменелостей (окаменелое дерево, белемниты, аммониты).

Прекрасным примером плодотворной работы является деятельность школьного музея «Истоки» МБОУ «СОШ №2 им. Д.Х. Скрябина» ГО «Жатай» под руководством Евгении Анатольевны Киуру. Основной целью работы объединения является сохранение памяти об истории нашей страны, традиций нашего народа, истории родного края и судьбах земляков. Музей ведет активную поисковую краеведческую деятельность по памятным местам времен Гражданской войны и Великой Отечественной войны и организовал совместную работу с объединениями из других регионов нашей страны.

Работа школьного музея им. М.М. Слепцова МБОУ «Мугурдахская средняя общеобразовательная школа им.В.Н.Дохунаева», с.Сыаганнах Абыйского улуса, под руководством Сорокоумовой Анастасии Гаврильевны является ярким примером изучения жизни и быта наших предков, судеб отдельных её представителей, истории развития родного края.

Примером эффективного взаимодействия школьного музея и местного сообщества является деятельность музея Сыланской СОШ имени профессора Г.П. Башарина Чурапчинского улуса, руководителем которой является Макарова Клара Гаврильевна. В результате реализации проекта «Живая память» появились мобильные экспозиции «Вспомним всех поименно», «Боевой путь земляков». Продолжением изучения истории Великой Отечественной войны явилась работа по увековечению имен ревкомовцев-комсомольцев далеких 20-х годов прошлого столетия.

Значение краеведения в сохранении истории народа, края, отдельных её личностей высоко оценено общественностью созданием именных премий. Например, Премия имени братьев Захарова Михаила Егоровича, Захарова Ивана Акимовича, Захарова Трофима Акимовича, погибших в ВОВ, Захарова Михаила Николаевича, участника ВОВ, «За увековечение имен Защитников Отечества» (учредили дети Захарова М.Н.). Премия имени Иванова Ивана Ниловича, ветерана тыла, Почётного гражданина Нюрбинского района, Октябрьского, Мегежекского наслегов - «За интерес к краеведению».