«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО
«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО

Завершился XV республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Дойдум-Отечество»

18 марта 2024

14 марта 2024 г. состоялся XV республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Дойдум-Отечество». На конкурс поступило 80 работ от учащихся 14-18 лет из 14 улусов Якутии (Амгинский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Мегино-Кангаласский, Момский, Намский, Нюрбинский, Оймяконсий, Олекминаский, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Чурапчинский, городов Нерюнгри, Мирный, Якутск.  

Конкурс проводился Республиканским ресурсным центром «Юные якутяне» в рамках Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ, обучающихся «Отечество» в целях воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся посредством вовлечения их в туристско-краеведческую, исследовательскую деятельность, позволяющую ближе познакомиться с историей родного края, глубже понять самобытность его культуры и особенности природы во взаимосвязи с историей и культурой страны, мира. В этом году работы посвящены Году Семьи в Российской Федерации и Году детства в РС(Я).

 

Конкурс проводился в очно форме в Историческом парке  «Россия – моя история» и дистанционно для арктических и отдаленных улусов. После предварительного отбора к защите допущено 43 юных краеведа по следующим направлениям: «Археология», «Топонимика», «Военная история. Поиск», «Великая Отечественная война», «Историческое краеведение», «Литературное краеведение», «Летопись родного края», «Родословие», «Земляки», «Культурное наследие», «Этнография»,«Образование», «Экологическое краеведение».

В числе экспертов были специалисты научных  и образовательных учреждений, Национального архива РС(Я), СВФУ, государственного музея, Национальной библиотеки РС(Я). Сивцев Вячеслав Сергеевич – сотрудник Национального архива РС(Я), председатель экспертной комиссии.  Гоголева Наталья Константиновна – заведующая филиала Якутского краеведческого музея Дом-музей  «Якутская ссылка». Саян Андреевич Барабанский – историк, униформист, сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук. Васильев Рулсан Васильевич председатель ЯРО ВООПИК (Якутскоое республиканское отделение «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»). Яковлева Капитолина  Максимовна – заместитель  декана  по  НИР  Исторического  факультета  СВФУ. Виктор Борисович Борисов историккраевед, сотрудник Исторического парка «Россия – моя история». Якушев Антон сотрудник исторического парка «Россия – моя история». Петр Семенович Акимов, методист по туризму и краеведению «РРЦ «Юные якутяне». Яковлева Аксиния Дмитриевна – ведущий библиотекарь Центра «Детское чтение».

Жюри подвело итоги XV республиканского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Дойдум-Отечество»:

Очная защита

I место Кириллина Айылаана. Керамика из стоянки Капчагай как часть археологического памятника МБОУ «Майинская СОШ им В.П. Ларионова», 10 «А» класс.Руководитель: Черкашина Надежда Гаврильевна.

I место Саввинов Афанасий. Экология сельских улиц.МБОУ «Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова»,  8 «А»класс. Руководители: Жиркова В.И. Научный консультант – Аржакова М.И, старший преподаватель кафедры ИЕН СВФУ.

II место – Унаров Артем Исследование фрагментов костей древних животных,  на территории Амгинского наслега МБОО «Чычымахская СОШ им. С.Р. Кулачикова-Эллэй», 9 класс. Руководитель: Иванова Дария Егоровна.

II место Алексеев Артур. История улиц моего села в QR-кодах. МБОУ «Бердигестяхская СОШ с УИОП им. Афанасия Осипова». 7 класс. Руководитель: Тарасов Д.А., Васильева Н.М.

III место Егоров Анатолий. Нээруктээйилэр Сталинград уонна Ильмень куэл кыргыьыыларыгар.«Павловская СОШ им. В.Н. Оконешникова», 8 класс.Руководитель:

Колосова Юлия Егоровна, Максимова Наталья Интеровна.

III местоМаксимова Амгаяна. Үтүө ааттара умнуллубат. МБОУ «Сулгачинская СОШ, Амма улууһун Сулҕаччы орто уопсай үөрэхтээһинин им. И.И. Константинова», 8 класс. Руководитель: Михайлов Екатерина Петровна.

Номинация «Юный исследователь» Маматкулова Куннэй. Изучение и сравнение качественного и количественного состава воды и почвы анализа наледей Булуус и Ирбэт Муус. МБОУ «Майинская СОШ им. В.П.Ларионова», 10 «А» класс. Руководители: Дьяконова Нюргуяна Владимировна,  Евсеева Анна Николаевна.

Номинация «Лучшая творческая  работа»ЯковлевАман. Образ сельского жителя  в картинах Афанасия Осипова. МБОУ «Бердигестяхская СОШ с УИОП им. Афанасия Осипова», 7 класс. Руководитель: Сивцева Сахаляна Григорьевна, Васильева Наталья Михайловна.

 

 

Дистанционное участие

I место Старостина Арина. Изучение этнографической коллекции  школьного краеведческого музея с. Сыаганнах Абыйского улуса. МБОУ «МСОШ им.В.Н. Дохунаева», 11 класс. Руководитель Слепцова Ирина Анатольевна.

II место Иванова Дайаана. Значение деятельности медико-санитарного отряда I комплексной экспедиции АН СССР в Якутии (1925-1926гг) в развитии здравоохранения ЯАССР, МБОУ «Бердигестяхская СОШ с УИЛП им. А.Н. Осипова», 7 класс (дистанционное участие по болезни).Руководитель: Оленова Саргылана Петровна

III место Кычкина Аяврина. Роль оленеводства в сохранении этнокультуры эвенов Ламинхинцев . МБОУ «Сангарская гимназия». 10 класс. Руководитель: Эверстова Марина Константиновна.

Отзывы и рекомендации экспертов:

«Участвуя в работе жюри, уже далеко не первый год, отрадно видеть неугасающий интерес детей к исследовательской деятельности, к истории, к природе родного края. Каждый год приходят как опытные участники подобных конкурсов и конференций, так и совсем юные, новые исследователи. Хотелось бы руководителям,учителям пожелать продолжать внимательно и относиться к порыву новых исследователей, передавать им опыт, помогать и направлять.  Ведь подрастающее поколение — это наше будущее, это невероятная возможность не только делать вклад в развитие личности каждого ребенка, но и в  развитие нашего общества»Сивцев Вячеслав Сергеевич.

 

«Все работы были интересны, но отмечу работы  Старостиной Арины из Абыйского улуса про исследование экспонатов школьного музея села Сыаганнаах и  Ивановой Дайааны из Горного улуса, она исследовала работу комплексной экспедиции в Вилюйский округ в 1925-1926 годах для проверки здоровья населения и прочих сопутствующих работ. Работы очень интересны и я рекомендую их в другие научно-практические конференции. Советую девушкам расширять, углублять свои исследования, может потом они дорастут до дипломных работ. Также было много других интересных работ, и так как в улусных архивах хранятся документы периода, начиная с 20-х годов, советую основывать рефераты на них, чтобы они перешли на уровень исследовательской работы. Работы в истории родного края непочатый край, тут и тема раскулачиваний, коллективизации, военные годы 40-е, становление промышленности и сельского хозяйства в 50-ых и многое другое, Так что дерзайте!» Борисов Виктор Борисович.

 

«Конкурс «Дойдум-Отечество 2024» показал, что качество работ стало выше. Интересные работы ребят из Горного улуса по экологическому направлению, которые не только исследуют проблемы, но и предоставляют рекомендации практической направленности. В этом плане, если бы депутаты и администрации наслегов начали внедрять рекомендации школьников, то это имело бы большой эффект в воспитании ответственности и причастности ребят улучшению экологии своего родного края. Кто знает, может из них при нашем общем содействии в будущем вырастут великие ученые и руководители нашей республики. Хотелось бы пожелать, чтобы стремление  к исследованию исторического прошло не только сохранялось, но развивалось, охватывая все больше и больше количество школьников!»Васильев Руслан Васильевич.

«Спасибо детям и, особенно их руководителям, за увлеченность и главное желание исследовать»  – Гоголева Наталья Константиновна.

Лучшие доклады победителей будут опубликованы в журнале «Дополнительное образование Якутии» в разделе «Творческая лаборатория юных».

ссылка для скачивания Дипломов и Грамот 

Методист ГАНОУ РС (Я) РРЦ «Юные якутяне» Пермикина Надежда Августовна