«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО
«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО

Выставка «Древнерусская живопись в наследии А.Н. Овчинникова» в г. Якутске

18 октября 2024

С 25 октября 2024 г. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова представляют выставку копий – реконструкций древнерусских фресок и икон, созданных Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021). Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации и человек неординарного таланта, он всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.

24 октября 2024 г. в 15.30  ч.  приглашаем журналистов на пресс-подход по адресу: г. Якутск, основное здание НХМ РС (Я), ул. Кирова, 9. Вход только для аккредитованных журналистов. Предварительная запись по номеру: 8 (4112) 33-52-79.

Масштабный проект продолжает традицию сотрудничества с крупнейшими российскими музеями и центрами, предоставляя возможность жителям республики познакомиться с произведениями из их коллекций.

Сохраняя и возвращая к жизни, практически полностью утраченные древние иконы и фрески, продолжая их изучать и копировать, Овчинников через глубокое понимание смыслов этих произведений древнерусских художников, восстанавливал утраченную преемственность с нашим великим культурным прошлым.

Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров на всех его этапах — от приготовления красок и подготовки основы до завершающих штрихов, в которых наиболее полно проявлялась индивидуальность художников. Желая досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке.

Привлеченный в 1950–1960-е годы известным искусствоведом Н.Н. Померанцевым к работе в церкви Успения Богоматери в Мелётове, Овчинников не только выполнил копии фресок 1465 года, но и написал о памятнике небольшую книгу. Ансамбль копий мелётовских фресок представлен на выставке вместе с рядом псковских икон XV века.

В копиях и кальках Овчинникова нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри древних храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают представленные в залах масштабные объемно-пространственные реконструкции. Копирование памятников оказалось невероятно важным для истории искусства, поскольку позволяет сохранить хрупкое художественное наследие, которое в силу разных причин в любой момент может быть утрачено.

Мастерская А.Н. Овчинникова на протяжении многих десятилетий была одним из важнейших культурных и интеллектуальных центров Москвы, притягивавших к себе множество любителей и почитателей средневекового искусства. Эти традиции продолжила организованная по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации 2017 году при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря научно-реставрационная мастерская «Иконотека А.Н. Овчинникова». Ее сокровища — копии-реконструкции, которые мастер демонстрировал своим друзьям, ученикам и коллегам, теперь доступны широкой публике благодаря всесторонней поддержке и личному участию Светланы Львовны Абрамовой, основателя Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова.

Выставка работает для всех посетителей с 25 октября 2024 г. по 19 января 2025 г. в основном здании музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, 1 этаж согласно режиму работы.

Вход по отдельному  Прейскуранту: для взрослых – 300 руб./чел. (при подписке на одну из соцсетей музея: Телеграм https://t.me/sakhamuseum и ВК https://vk.com/sakhamuseum1928 билет стоит 200 руб./чел. Подтверждение подписки показать на кассе музея при покупке билетов. Скидка не действует на другие льготы и экскурсионное обслуживание); для лиц, не достигших 18 лет – 150 руб./чел.; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 200 руб./чел.; для лиц, обучающихся по основным образовательным программам художественного профиля – 100 руб./чел. (по студенческим билетам); для пенсионеров – 200 руб./чел., многодетным семьям – 100 руб./чел., военнослужащим, участникам СВО и членам их семей – бесплатно (при предъявлении соответствующих документов); школьные группы от 10 до 30 чел. – 100 руб./чел., (двое сопровождающих бесплатно); дети до 7 лет – бесплатно; участники ВОВ, инвалиды I и II групп, дети-сироты, дети-инвалиды – бесплатно, членам Союза художников России – 150 руб./чел., сотрудникам музеев системы МК РФ – 150 руб./чел. (при предъявлении соответствующих документов).

Купить входной билет по Пушкинской карте по ссылке: https://vmuzey.com/event/drevnerusskaya-zhivopis-v-nasledii-a-n-ovchinnikova

Экскурсионная услуга для одиночных посетителей только в составе сборной группы (от 5 человек) по сеансам по отдельной цене: в среду в 12.00, 14.00, 16.00, 18.00 ч.; с четверга по воскресенье в 10.00, 12.00, 14.00, 16.00 ч. Продолжительность: не более 45 минут.

Для организованных групп от 10 до 25 человек по предварительной записи по номеру: 8 (4112) 33-52-79.

Внимание! Режим работы на выставку: среда 12.00-20.00 (касса до 19.30); с четверга по воскресенье 10.00-18.00 (касса до 17.30). Выходные дни – понедельник, вторник.

Справки по тел.: 8 (4112) 33-52-79, 8 (4112) 33-52-80 (касса).