«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО
«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО

Утверждено Положение регионального этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»

24 января 2025

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) утвердило Положение республиканского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Приказ и Положение СОД 2025

ПОЛОЖЕНИЕ

о республиканском этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования

«Сердце отдаю детям»

 

  1. Общие положения
    • Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения республиканского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (далее – Конкурс).
    • Организатор Конкурса – Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия). В 2025 году Конкурс проводится в соответствии с:
  • Указом Президента Российской Федерации от 08 ноября 2021 № 633

«Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»;

  • государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642;
  • перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей от 1 июня 2021 г. (Пр.2254);
  • приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г.№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2023 года № 177 «О развитии единой системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года».
    1. Цели и задачи Конкурса
      • Цель Конкурса:

 

Создание эффективных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное образование, творческий и карьерный рост педагогов дополнительного образования детей в едином образовательном пространстве Российской Федерации;

Консолидация профессионального педагогического сообщества, актуализация и развитие новых форм наставничества в сфере дополнительного образования детей.

  • Задачи Конкурса:
  • совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования детей;
  • повышение социальной значимости и престижа профессии педагога дополнительного образования детей;
  • повышение общественного и профессионального статуса педагогических работников дополнительного образования детей;
  • интеграция подходов, программ, практик и технологий дополнительного и общего образования;
  • отбор и продвижение новых педагогических практик и образовательных технологий в сфере дополнительного образования детей;
  • содействие новым формам обновления содержания и технологий дополнительного образования детей;
  • выявление лучших педагогических методик и технологий обучения и воспитания детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и в трудной жизненной ситуации), разработанных и внедренных в образовательную деятельность педагогическими работниками сферы дополнительного образования детей.

 

  1. Этапы и сроки проведения Конкурса

Конкурс проводится в 3 этапа.

  • Первый этап – муниципальный (27 января- 10 марта 2025 г.);
  • Республиканский (отборочный заочный) этап:
  • до 14 марта 2025 г. прием документов,
  • 17-20 марта 2025 г. – экспертная работа,

—      21 марта 2025 г. размещение итогов отборочного этапа на сайте Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) www.minobrnauki.sakha.gov.ru, ГАНОУ РС(Я) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» https://sakhaedu.ru/.

  • Республиканский финал Конкурса – 01-02 апреля 2025 г.
  • Сроки и формат проведения республиканского финала Конкурса могут быть изменены в соответствии с эпидемиологической ситуацией в Республике Саха (Якутия).
  1. Руководство Конкурсом
    • Общее руководство Конкурсом осуществляет организационный комитет (далее — Оргкомитет). Оргкомитет определяет и утверждает состав жюри по номинациям. Решения Оргкомитета оформляются протоколами и утверждаются председателем (заместителем председателя) Оргкомитета.
    • Для организационно-методического, экспертного и информационного сопровождения подготовки и проведения Конкурса в 2025 г. Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) назначается оператор мероприятия – Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» (далее – Оператор).
      • Оператор осуществляет организационно-методическое, экспертно- аналитическое, информационно-техническое сопровождение Конкурса, организацию и проведение конкурсных испытаний отборочного и финального этапов Конкурса.
      • Оператор обеспечивает обработку результатов заочного отборочного этапа Конкурса. Итоги заочного этапа Конкурса размещает на официальном интернет-ресурсе в срок до 21 марта 2025 г.

Информирование о результатах очного этапа Конкурса осуществляется в сроки, установленные Программой очного этапа Конкурса в период его проведения.

  • Жюри Конкурса:

— формируется из числа представителей профессионального сообщества сфер образования, науки, культуры, спорта, социальной защиты, бизнеса, обладающих высоким педагогическим, научным, управленческим, просветительским потенциалом, имеющих подтвержденные заслуги профессионально-общественного признания в сфере дополнительного образования;

  • осуществляет экспертную оценку конкурсных материалов и выполненных заданий участниками Конкурса в соответствии с критериями оценки конкурсных испытаний;
  • определяет победителей по каждой номинации на каждом этапе Конкурса.
    1. Участники Конкурса
      • В Конкурсе могут принимать участие педагогические работники различных должностей, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в образовательных организациях всех типов (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), и (или) организациях, осуществляющих обучение. Требования к трудовому стажу педагогических работников, реализующих дополнительную общеобразовательную программу – не менее 3-х лет.
      • В Конкурсе могут принимать участие физические лица, зарегистрированные в установленном порядке как индивидуальные предприниматели, осуществляющие обучение по дополнительным общеобразовательным программам непосредственно. Требования к трудовому стажу и (или) периоду профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей для индивидуальных предпринимателей – не менее 3-х лет.
      • В Конкурсе могут принимать участие специалисты реального сектора экономики, реализующие дополнительные общеобразовательные программы и (или) образовательные проекты в организациях неформального дополнительного образования; в кванториумах, в центрах цифровых технологий, технопарках, IT-кубах, работающие педагогами дополнительного образования, имеющие высшее либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией. Требования к трудовому стажу по должности педагога дополнительного образования – не менее 3-х лет.
      • В Конкурсе могут принимать участие молодые специалисты, студенты, получающие высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования, при условии их соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам. Требования к трудовому стажу молодых специалистов – не менее 1-го года (календарного). Требования к трудовому стажу для студентов – не менее 1-го года (календарного) при наличии успешного прохождения промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ.
      • В конкурсе могут принимать участие педагогические работники, реализующие программы дополнительного образования детей на русском языке за рубежом. Требования к трудовому стажу профессиональной деятельности педагогов, реализующих дополнительное образование на русском языке за рубежом – не менее 3-х лет.
      • В Конкурсе могут принимать участие педагогические работники, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее — ОВЗ), а также осуществляющие педагогическое сопровождение обучения детей, находящихся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения. Требования к трудовому стажу педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, с инвалидностью – не менее 3-х лет.
      • В конкурсе могут принимать участие педагогические работники сферы дополнительного образования, работающие в должностях педагогических работников образовательных организаций (методистов, старших методистов, старших педагогов дополнительного образования, старших тренеров, педагогов-организаторов и др.), обеспечивающих профессиональную преемственность и наставничество в организационно-методическом и организационно-педагогическом сопровождении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – не менее 5-ти лет.

 

  1. Номинации Конкурса

Конкурс проводится по девяти номинациям.

Номинации для педагогических работников разных должностей, реализующих в образовательных организациях всех типов дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с направленностями дополнительного образования, имеющих трудовой стаж не менее 3-х лет для п.6.1. -6.7, не менее одного года для п.6.8., не менее пяти лет – для п.6.9.:

  • «Педагог дополнительного образования по технической направленности».
  • «Педагог дополнительного образования по художественной направленности».
  • «Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности».
  • «Педагог дополнительного образования по туристско- краеведческой направленности».
  • «Педагог дополнительного образования по физкультурно- спортивной направленности».
  • «Педагог дополнительного образования по социально- гуманитарной направленности».
  • «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью» — номинация для педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе осуществляющие педагогическое сопровождение обучения детей, находящихся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения.
  • «Профессиональный дебют в дополнительном образовании» — номинация для специалистов, имеющих профильное профессиональное образование (не педагогическое), молодых специалистов, а также студентов, при наличии успешного прохождения промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ.
  • «Педагог-наставник в дополнительном образовании» — номинация для работников, работающих в должностях педагогических работников образовательных организаций (старших педагогов дополнительного образования, методистов, старших методистов, старших тренеров, педагогов-организаторов и др.), обеспечивающих профессиональную преемственность и наставничество в организационно-методическом и организационно-педагогическом сопровождении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

 

  1. Порядок выдвижения кандидатур на участие в Конкурсе
    • Выдвижение кандидатов на участие в Конкурсе в номинациях, указанных в п.6 настоящего Положения, осуществляется по инициативе муниципальных образований из числа победителей муниципальных этапов профессионального мастерства в сфере дополнительного образования детей 2025 года (далее – победители муниципального этапа).
    • Муниципальные образования вправе выдвинуть кандидатов – победителей муниципальных этапов на республиканский заочный этап Конкурса по одной, нескольким или всем номинациям, указанным в п.6 настоящего Положения.
    • Состав участников республиканского (заочного) этапа определяется из числа кандидатов на участие в Конкурсе, предоставивших конкурсные материалы операторам мероприятия в установленные сроки в соответствии с настоящим Положением.
    • Допускается выдвижение одного кандидата на участие только в одной из номинаций Конкурса.
    • Фактом регистрации и направления конкурсных материалов участники Конкурса гарантируют, что им принадлежат исключительные права на конкурсные материалы. Участники Конкурса обязаны обеспечить соблюдение авторских прав третьих лиц при использовании их произведений в составе конкурсных материалов.
    • Фактом регистрации и направления конкурсных материалов в соответствии каждый участник Конкурса предоставляет Оператору безотзывное неисключительное право использования размещенных конкурсных материалов, а также материалов, созданных участником в рамках выполнения заданий Конкурса, всеми способами, указанными в п.2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации всех стран мира в течение 10 лет.
  2. Порядок проведения Конкурса.
    • Республиканский (отборочный заочный) этап для муниципальных победителей.

Муниципальным образованиям необходимо: в срок до 14 марта 2025 года заполнить анкету по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/677f6a8e493639b008539a60/  с приложением следующих документов:

— заявка (Приложение 1), заверенная печатью Управления образования муниципального района;

— решение (заключение) муниципального оргкомитета о выдвижении педагогов-победителей муниципального этапа, для участия в республиканском (заочном) этапе Конкурса;

— материалы «Профессиональное портфолио участника Конкурса 2025 года по номинации» (с указанием номинации), включающие в себя:

— согласие участника Конкурса на обработку персональных данных;

— ссылку на цветную портретную фотографию участника в формате JPEG;

— ссылку на видеоматериалы «Визитная карточка» участника заочного этапа в формате mp4 (продолжительность видеоролика не более 5 минут; видеоролик должен иметь качественное изображение и звучание);

— дополнительную общеобразовательную программу участника (далее – Программа) в виде ссылки в Навигаторе дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия), ссылка должна быть активной, отражать содержание программы в соответствии с требованиями к содержанию и структуре дополнительных общеобразовательных программ.

— сведения о качестве реализации Программы в наглядных формах представления анализа результативности за сопоставимые периоды реализации Программы (с учетом требований п.5 настоящего Положения) в виде ссылки на соответствующую страницу на официальном сайте образовательной организации, в которой реализуется Программа.

  • Дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств или в области физической культуры и спорта рассматриваются в рамках номинаций по направленностям «художественная» или «физкультурно-спортивная».
  • Конкурсные материалы, отправленные позже установленного срока – 14 марта 2025 года, а также с нарушением требований к ним, не рассматриваются.
  • Жюри по каждой номинации до 20 марта 2025 года осуществляет экспертную оценку конкурсных материалов участников первого тура республиканского заочного этапа Конкурса в соответствии с критериями (Приложение 2).
  • К участию в республиканском финале Конкурса допускаются не менее 5 и не более 10 участников заочного отборочного тура по каждой номинации, набравших наибольшее количество баллов по итогам экспертной оценки жюри.
  • Все участники, не прошедшие в финальный тур республиканского этапа Конкурса, далее не участвуют в конкурсных испытаниях. Апелляция не предусмотрена.

Сертификаты и поощрительные документы по итогам конкурсных испытаний заочного отборочного этапа не выдаются.

Рецензирование и аннотация результатов конкурсных работ участников не предусмотрены.

  • В случае невозможности участия по объективным причинам в финальном этапе Конкурса по решению Оргкомитета конкурсант может быть заменен участником, следующим в рейтинге оценок жюри заочного этапа Конкурса в конкретной номинации.
  • Требования и критерии оценки конкурсных испытаний заочного этапа Конкурса представлены в Приложении 2.

 

  1. Порядок проведения республиканского финального очного

этапа Конкурса

  • Республиканский финал Конкурса проводится по следующим конкурсным испытаниям в очной форме:

9.1.1 Групповое конкурсное испытание – импровизированный конкурс

«Сетевая интеграция в дополнительном образовании». Импровизационный конкурс нацелен на групповую совместную деятельность участников конкурса в соответствии с заданием, содержание которого конкурсантам становится известно непосредственно перед началом конкурсного испытания.

Конкурсанты методом случайной выборки в ходе жеребьевки формируются в несколько групп. Знакомятся с содержанием и регламентом конкурсного испытания и приступают к выполнению задания в соответствии с регламентом конкурса.

В ходе группового выполнения задания конкурсанты самостоятельно взаимодействуют, определяются в планировании и ходе выполнения задания и способах представления его результатов.

Выполнение задания, процесс и представление результатов осуществляются в присутствии членов жюри.

Продолжительность конкурсного испытания – 2.30 ч. (два часа тридцать минут), включая:

  • время на выполнение задания в групповой командной работе;
  • время на представление и защиту результатов групповой командной работы, в том числе представление персональных результатов каждого участника.

Принципы организации и проведения конкурсного испытания:

  • групповая, командная деятельность участников конкурса;
  • смешанный состав групп конкурсантов из разных номинаций по жеребьевке;
  • задание и инструктаж осуществляются непосредственно перед началом конкурсного испытания;
  • выполнение задания по регламенту.

Содержание конкурсного испытания включает организацию процесса совместной деятельности, выявляющей у участников компетенций командообразования, проектной деятельности по созданию, публичному представлению проекта на заданную тему.

9.1.2 Индивидуальное конкурсное испытание «Защита дополнительных общеобразовательных программ».

Конкурс предполагает публичную защиту участником дополнительной общеобразовательной программы, позволяющую соотнести теоретические положения программы с практикой их реализации.

Продолжительность конкурсного испытания: 5 минут.

По итогам представления программы экспертная комиссия проводит собеседование с конкурсантом (не более 5 минут).

9.1.3. Индивидуальное конкурсное испытание – открытое занятие для группы обучающихся «Твой путь к самореализации и успеху» с целью мотивации детей на обучение по дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой конкурсантом. Данное конкурсное испытание очного этапа понимается как форма демонстрации профессионального мастерства конкурсанта в условиях регламента испытания, а также публичности, открытого участия, демонстрации отобранных методических средств, технологий, приемов, практик, техник и др. на соответствие требованиям и критериям данного испытания, оцениваемое жюри в режиме реального времени.

Цель конкурсного испытания – выявление профессиональных компетенций и мастерства конкурсанта для мотивации детей к учебной деятельности в соответствии с задачами, содержанием и планируемыми результатами обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Конкурсное испытание создает профессиональную ситуацию рефлексивного осмысления, отбора и трансляции результативных методических приемов и технологий формирования познавательных интересов и профессиональной ориентации детей, отражения организационно-методического потенциала профессионального опыта и достижений.

Содержание и требования конкурсного испытания соотнесены с обобщенными трудовыми функциями педагога дополнительного образования детей согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом Минтруда России от 22 сентября 2021 года № 652н.

Конкурсное испытание проводится по номинациям.

Содержание и форма занятия конкурсантом определяется самостоятельно. Допускается использование необходимых и целесообразных аудиовизуальных, наглядных, презентационных, информационно-коммуникативных средств трансляции профессионального мастерства для достижения целей занятия. Участие помощников не допускается.

Продолжительность мастер-класса – 30 минут.

Конкурсант осуществляет самоанализ проведенного занятия перед членами жюри (не более 5 минут).

9.1.4 Для номинации «Наставничество». Индивидуальное конкурсное испытание – мастер-класс «Твой путь к самореализации и успеху» проводится для фокус-группы в составе студентов, обучающихся в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» и (или) молодых специалистов педагогов сферы дополнительного образования. Конкурсное испытание «Мастер-класс» – форма демонстрации профессионального мастерства конкурсанта в условиях регламента конкурсного испытания публичности, открытого участия, трансляции отобранных методических средств, технологий, приемов, практик, техник и т.д. на соответствие требованиям и критериям конкурсного испытания, оцениваемое жюри в режиме реального времени.

Цель конкурсного испытания – выявление профессиональных знаний, компетенций и мастерства конкурсанта по организационно-методическому сопровождению образовательной деятельности наставляемых и/или развитию профессиональных компетенций наставляемых.

Содержание и форма мастер-класса конкурсантом определяется самостоятельно. Допускается использование необходимых и целесообразных аудиовизуальных, наглядных, презентационных, информационно-коммуникативных средств обучения для достижения целей мастер-класса.

Продолжительность мастер-класса – 30 минут.

Конкурсант осуществляет самоанализ проведенного мастер-класса перед членами жюри и отвечает на вопросы (не более 5 минут).

  • Требования и критерии оценки конкурсных испытаний республиканского финала Конкурса представлены в Приложении 3.

 

 

  1. Подведение итогов Конкурса
    • Все участники Республиканского финала Конкурса являются победителями республиканского заочного этапа Конкурса.
    • По результатам Республиканского финала Конкурса в каждой номинации определяются победитель и призеры.
    • По решению Оргкомитета финалистам могут быть учреждены специальные дипломы.
    • Победители по каждой номинации рекомендуются для участия в федеральном отборочном этапе Конкурса.

 

  1. Финансирование Конкурса
    • Средства на проведение республиканского финала Конкурса формируются в пределах бюджетных ассигнований государственного бюджета, предусмотренных Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).
    • Расходы по направлению участников на Республиканский финал Конкурса (проезд к месту проведения и обратно, суточные в пути, страхование участников), а также проживание осуществляются за счет средств направляющей стороны и (или) попечителей образовательных организаций, в которых работают участники.
    • Организационный взнос участников финала конкурса – 5 000 (пять тысяч) рублей.
    • Для проведения финала Конкурса допускается привлечение внебюджетных и спонсорских средств.

 

  1. Заключительные положения

Вопросы, не отраженные в настоящем Положении, решаются Оргкомитетом Конкурса, в пределах установленных компетенций, в рамках сложившейся ситуации и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Приложение к Положению