«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО
«Дополнительное образование для детей в РС(Я)»
«Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова»
РООЦ «Сир уустара»
Центр тестирования ВФСК ГТО

Система дополнительного образования детей должна полностью обновиться

23 августа 2023

Самое большое количество слушателей набрал семинар «Методическая деятельность в системе дополнительного образования детей», который работал по двум площадкам. Всего на республиканском семинаре развития дополнительного образования приняли участие 170 представителей системы дополнительного образования с районов и городских округов РС (Я).

В одной площадке старший методист МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества», Алиева Ильмира Ильдаровна с г. Нерюнгри рассказала о новых требованиях к дополнительной общеобразовательной программе. Директор МБУДО «Центр дополнительного образования им. Л.Е Лукиной», Коврова Ирина Куприяновна ознакомила с успешным опытом проведения улусного комплексного фестиваль-конкурса  детского творчества «Горнай кэскиллэрэ» среди школ Горного улуса. Лучшие МОЦ: МАНОУ «Дворец детского творчества им.Ф.И.Авдеевой» ГО «Город Якутск», МБУДО «Центр дополнительного образования детей Кэрэли» МР «Мегино-Кангаласский улус», МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Ханалас» МР «Хангаласский улус», поделились со своим богатым опытом работы. Методист «РРЦ «Юные якутяне», Колодезникова Галина Романовна ознакомила участников семинара с правилами записи обучающихся на кружки в новом учебном году.

Во второй площадке в рамках проекта «Взаимообучение педагогов» по теме «Систематизация деятельности муниципальных опорных центров» собрались методисты и руководители учреждений дополнительного образования, где директор ГАНОУ РС (Я) «РРЦ «Юные якутяне», Черкашина Ирина Васильевна рассказала самые важные изменения в системе дополнительного образования. 

 

 

Публикуем выступление директора ГАНОУ РС (Я) «РРЦ «Юные якутяне», Черкашиной Ирины Васильевны  для тех, кто не смог присутствовать на семинаре:

«Обновление содержания дополнительного образования детей к 2030 г.»

Система дополнительного образования детей в России должна полностью обновиться к 2030 году. Этот процесс предполагает не просто модернизацию дополнительного образования, а инновационное развитие системы.

 

В 2022 году Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.

 

В первую очередь в рамках концепции будет распространена целевая модель развития дополнительного образования по всей стране. Она предполагает переход на персонифицированное финансирование – выдачу специальных сертификатов, по которым ребёнок может посещать кружки и секции бесплатно. Подходы к реализации модели персонифицированного финансирования синхронизированы с подходами реализации общеразвивающих дополнительных программ в соответствии с социальным сертификатом.

 

С 2023 года в соответствии с Федеральным законом государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования переходят на реализацию дополнительных общеразвивающих программ через механизмы социального заказа.  Исполнение социального заказа является исполнением государственного задания. Кроме того, концепция предполагает создание и развитие сети технологических кружков, открытие новых школьных музеев, театров, спортивных клубов и медиацентров. Будут разработаны новые туристические маршруты, во время которых школьники смогут познакомиться с историей, культурой и традициями своего региона. Особое внимание в концепции уделено детям с инвалидностью и их вовлечению в систему дополнительного образования.

 

В целях обеспечения реализации Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования в Республике Саха (Якутия) разработаны Методические рекомендации по созданию и функционированию муниципальных опорных центров  дополнительного образования детей в  Республике Саха (Якутия).

 

Подписывается трехстороннее соглашение о сотрудничестве между образовательной организацией – муниципальным опорным центром, муниципальным органом управления образованием и региональным модельным центром дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия) – Республиканским ресурсным центром «Юные якутяне».

 

Деятельность МОЦ регламентируют Положение о муниципальном опорном центре дополнительного образования детей и Дорожная карта по созданию и функционированию муниципального опорного центра дополнительного образования детей.

 

Муниципальный опорный центр является ядром системы дополнительного образования детей в муниципальном районе и ресурсным центром, обеспечивающим согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ для детей различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).

 

Если раньше муниципальные опорные центры определялись на конкурсной основе, то в настоящее время они должны создаваться в каждом муниципальном районе и городском округе в соответствии с вводимыми в рамках проекта инновациями. Статус МОЦ присваивается бессрочно.

 

 

20.02.2023 г. № 01-03/378 в целях патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования интереса к отечественной культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, привития навыков исследовательской работы учащимся, поддержки творческих способностей детей издан приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) «О создании в 2023 г. музеев во всех общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)». Все общеобразовательные организации должны организовать школьные музеи и зарегистрировать их во всероссийском реестре в срок до 31 декабря 2023 г.

В соответствии с Письмом Центра детско-юношеского туризма и краеведения «Об электронной форме паспортизации школьных музеев» от 14 сентября 2012 г. паспортизацию и официальную регистрацию на начало 2023 г. прошли 75 музеев. На 1 января 2023 г. по запросу Ресурсного центра муниципальные образования направили о наличии 302 школьных музеев. Некоторые музеи прошли паспортизацию еще в 80-х годах, поэтому в данное время данные уточняются.

В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 10.12.2014 г. в субъектах РФ проводится работа по созданию в общеобразовательных организациях школьных спортивных клубов.

По данным Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания На основании представленных материалов Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания в Республике Саха (Якутия) в настоящий момент функционируют 436 школьных спортивных клубов.

 

К 2024 году мы должны  достигнуть 100%  в создании  школьных театров, школьных музеев и школьных спортивных клубов в образовательных организациях. Таким образом, мы видим приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям дополнительного образования. Новое время ставит перед нами новые задачи. Хочется подчеркнуть, что дополнительное образование является важнейшей составляющей образовательного пространства, оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности наших детей.

 

ГАНОУ РС (Я) «РРЦ «Юные якутяне» призывает к активному взаимодействию в работе по приданию нового качества дополнительного образования родной Якутии, направленной   на реализацию модели обучения и воспитания, которая обеспечивает здоровье и развитие каждого ребенка, способствует раскрытию его способностей творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать свой профессиональный путь и стать настоящим патриотом республики и России!