Методические разработки

9 июля 2018 г. | Методический кабинет › Методические разработки

Методические рекомендации по разработке учебно-методических пособий к дополнительным общеразвивающим программам в области искусств

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный ресурсный методический центр по развитию детских школ искусств «Институт развития образования в сфере культуры и искусства» (ИРОСКИ) 
  
 
 
Методические рекомендации по разработке учебно-методических пособий к дополнительным общеразвивающим программам в области искусств 
 
 
  
МОСКВА 2017 
 
 
1. Общие положения 
 
Методические рекомендации по разработке учебно-методических пособий по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств (далее – методические рекомендации) разработаны для детских школ искусств на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации), постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения (далее ГОСТ 7.60-2003), ГОСТ Р 7.0.3-2006 Издания. Основные элементы. Термины и определения (далее - ГОСТ Р 7.0.3-2006), «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих   программ   в    области     искусств», направленных письмом Министерства  культуры   Российской    Федерации   от    21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ руководителям органов управления культурой субъектов Российской Федерации. Отличительной особенностью функционирования детских школ искусств (далее – ДШИ) как первой ступени отечественной системы художественного образования является приобщение детей к различным видам классического и современного искусства посредством многолетнего, упорядоченного образовательного процесса, создающего условия для приобретения детьми знаний и навыков в области того или иного вида искусства и выбора будущей профессии. Именно такой многолетний совместный труд преподавателя и ученика отличает деятельность ДШИ от других учреждений для детей – творческих кружков, секций, домов творчества и др. 
 
ДШИ как учреждения дополнительного образования могут реализовывать дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы в области искусств. В 2011 г. в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» были внесены изменения в части реализации в детских школах искусств предпрофессиональных программ (Федеральный закон от 17.06.2011 № 145-ФЗ).  Понятие «дополнительные общеразвивающие программы» введено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 4 ст. 12). Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются разработанные Министерством культуры СССР в 80-е годы XX века для детских школ искусств учебные планы общего художественного образования детей, отражавшие принцип работы кружков по интересам досугового вида деятельности. Реализация дополнительных предпрофессиональных программ для ДШИ является приоритетным направлением в деятельности ДШИ и направлена в том числе на обеспечение притока абитуриентов в профессиональные образовательные учреждения в области искусств, тогда как общеразвивающие программы должны решить задачу по привлечению наибольшего количества детей к художественному творчеству. Общеразвивающие программы в области искусств должны обеспечивать обучение детей по краткосрочным программам, направленным на удовлетворение потребностей детей в общении с духовными ценностями и приобщение детей к творческой деятельности. В основе общеразвивающих программ в области искусств должен лежать принцип вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи. В образовательных учреждениях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций в области художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей). При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ. С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному творчеству, обеспечения его доступности, рекомендуемый срок реализации общеразвивающих программ составляет не более 3-х или 4-х лет. Увеличение срока обучения детей возможно только в случаях реализации общеразвивающих программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью создания условий для эффективного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, активизации процесса создания современных учебно-методических пособий как необходимого элемента, обеспечивающего образовательный процесс. Методические рекомендации предназначены не только для применения в образовательной деятельности ДШИ, но и других учреждений сферы культуры, реализующих дополнительные общеразвивающие программы в области искусств согласно имеющейся лицензии на образовательную деятельность. 
 
2. Образовательная программа как основа структуры  и содержания учебно-методических пособий 
 Согласно п. 9. ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образовательная программа» – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде 
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». При этом ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет основные компетенции в установленной сфере деятельности, а именно: разработку и утверждение образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения (п. 6, п. 12 ч. 3). Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613, одной из основных трудовых функций преподавателя определяет «разработку программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы», которая предполагает, в том числе, и разработку основного вида учебных материалов – учебно-методических пособий.  Поэтому одним из важных направлений организации и обеспечения образовательной деятельности в ДШИ является создание учебнометодических пособий по каждому учебному предмету, разработка которых осуществляется ДШИ самостоятельно.  Министерством культуры Российской Федерации разработаны также примерные программы по учебным предметам, на основании которых ДШИ разрабатывают собственные рабочие программы. Примерные программы по учебным предметам размещены на официальном сайте Минкультуры России: www.mkrf.ru (Министерство/ Департаменты/ Департамент науки и образования/ деятельность/ Детские школы искусств). Учебный план общеразвивающей программы в области искусств может содержать комплекс учебных предметов, при этом каждый учебный предмет должен быть оснащен учебно-методическими пособиями, другими средствами обучения и воспитания, которые и образуют учебно-методический комплекс (далее – УМК).  
 
3. Общая характеристика УМК и принципы его формирования 
 
УМК представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. УМК – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательных программ. Так, согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к средствам обучения и воспитания относятся: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационнотелекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом обеспечения качества усвоения содержания учебного материала учащимися на уровне определенных образовательной программой требований, а также с целью обеспечения достижения результатов ее освоения.  Разработка УМК по тому или иному учебному предмету является одним из обязательных направлений профессиональной деятельности преподавателя.  На рисунке 1 приведен пример УМК к дополнительной общеразвивающей программе «Основы музыкальной культуры» 4-годичного срока обучения. 
 
УМК следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи, при этом элементы УМК образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы. 
 
4. Виды учебной литературы: учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие 
 
В образовательном процессе ДШИ используются различные виды учебной литературы. Основными видами учебной литературы являются учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие. Учебник – вид учебной литературы, в котором излагается система базовых, фундаментальных знаний, обязательных для освоения учащимся в соответствии с учебной программой и на основании федеральных государственных требований. Учебное пособие – вид учебной литературы, дополняющий или заменяющий частично или полностью учебник. Учебное пособие используется учащимся на занятиях, а также в домашней самостоятельной работе. Учебное пособие может охватывать не весь предмет, а лишь часть (несколько разделов) учебной программы. В отличие от учебника, учебное пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме, отражать авторские методики и подходы. В учебной практике ДШИ традиционно используются учебные пособия, содержанием которых являются отдельные формы учебной работы (например, Г.Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио», различные сборники этюдов и т.д.), учебное теоретические сведения как основа музыкальной, изобразительной грамоты («музыкальные прописи», словари и энциклопедии, рабочие тетради и т.д.). К учебным пособиям относятся также репертуарные сборники, сборники упражнений, хрестоматии.  Учебное пособие может содержать только теоретическую или только практическую часть учебного курса. В таком случае в учебном процессе может применяться несколько различных пособий в рамках реализации одного учебного предмета.  
Учебно-методическое пособие – особый вид пособия, в структуре и содержании которого объединены два вида учебной литературы – учебного пособия и методических рекомендаций (комментариев). Учебно-методическое пособие содержит дидактические материалы для учащегося и методическую часть, в которой могут быть представлены методы и приемы освоения данного учебного материала, ориентированные на использование их преподавателем.  В учебно-методическом пособии могут быть представлены комплексы упражнений, предваряющие последующее формирование соответствующих умений и навыков. Учебно-методическое пособие используется в урочной и самостоятельной работе учащихся, является особенно ценным для молодых преподавателей, так как содержит методические рекомендации и комментарии, основанные на значительном педагогическом опыте. Многообразие дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, разрабатываемых ДШИ, их краткосрочность и ознакомительный характер содержания с тем или иным видом искусства определяют приоритетность использования в учебном процессе данных образовательных программ учебных пособий и учебно-методических пособий, допускающих значительную вариативность учебного курса, разнообразие методических подходов и принципов, новизну и инновационность в содержании и применяемых технологиях.  Поскольку специфика учебно-методического пособия как элемента УМК в том, что оно используется и преподавателем и учащимся, то текстовая часть пособия должна предусматривать различные подходы в изложении материала. Текст, который обращен к учащемуся, должен быть ему доступен и понятен, а специальные термины должны быть расшифрованы и разъяснены (например, в словаре используемых терминов). Создание учебно-методической библиотеки в системе ДШИ должно стать гарантом передачи лучших педагогических достижений другим поколениям педагогов и учащихся.  
 
5. Порядок разработки учебно-методического пособия 
 
Основными принципами создания учебно-методического пособия является соответствие содержания пособия учебной программе, последовательность, поэтапность изложения учебного материала, соблюдение принципа «от простого к сложному», направленность на достижение результата, предусмотренного учебной программой. Дидактический материал учебно-методического пособия должен быть доступен для учащихся соответствующих классов, составлен и адаптирован с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Возрастание уровня сложности учебного материала должно быть последовательным и пошаговым – это важное методическое условие, которое должно соблюдаться при разработке учебно-методического пособия. Учебно-методическое пособие должно предусматривать наличие разделов контроля, оценочных материалов. Учебно-методические пособия могут быть оснащены современными наглядными материалами в соответствии с содержанием и могут включать наглядно-иллюстративный материал (таблицы, фотографии, схемы, иллюстрации, примеры и т.д.). 
 
План создания учебно-методического пособия 
 
1. Детальное изучение программы учебного предмета.
2. Распределение всего учебного курса на этапы, которые должны быть отражены в учебно-методическом пособии. 
3. Определение структуры учебно-методического пособия. Если программа учебного предмета предполагает календарно-тематическое изложение содержания – в основу структуры пособия должен закладываться тематический план. При этом, если в основе содержания учебного предмета лежит также формирование практических умений и навыков – дидактический материал должен содержать задания, соответствующие этапам их формирования.  
4. Подбор и распределение методического и практического материала в соответствии с учебным курсом. 
5. Разработка практических форм закрепления знаний, умений, навыков.  
6. Разработка разделов контроля за освоением учебного материала. 
7. Подбор наглядного, иллюстративного материала (в соответствии с содержанием).