Методические разработки

9 июля 2018 г. | Региональный модельный центр › Методические разработки

Методические рекомендации по распространению передовых практик воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных особенностей

Введение

Указом Президента Российской Федерации «О национальных стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» определены цели, направленные на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.

Развитие воспитания и дополнительного образования детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создает условия для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семьи, а также наиболее полно обеспечивает право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях распространения передовых практик воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных особенностей.

Данные рекомендации имеют целью представить возможные варианты деятельности образовательных организаций в соответствии с федеральными образовательными стандартами, в том числе федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по организации работы по социально-бытовой адаптации.

Настоящие методические рекомендации адресованы руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, педагогическим коллективам.

 

1. Передовые практики воспитания обучающихся

Передовые практики воспитания обучающихся – новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Виды передовых практик:

новые оригинальные идеи в решении актуальных педагогических проблем, новые формы, методы, приемы; практики, которые широко применяются в педагогической деятельности, но объединенные в систему.

2. Изучение передовых практик воспитания обучающихся

Процесс работы по изучению передовых практик включает в себя следующие основные этапы:

·         организационный;

·         теоретическая и практическая подготовка;

·         накопление фактического материала;

·         обработка фактического материала (обобщение);

·         оценка изученного опыта и принятие решений;

·         распространение, внедрение передового опыта.

Критерии и показатели эффективности инновационных педагогических практик:

·         актуальность – соответствие потребностям образовательного учреждения,

социальному заказу, тенденциям развития муниципальной и региональной

образовательной политики;

·         новизна – наличие ее в обновлении образовательных средств и правил их

применения, постановке и решении новых педагогических задач;

·         высокая результативность в личностном развитии учащихся;

·         оптимальность – достижение более высоких результатов при экономной

затрате сил и времени;

·         стабильность – подтверждение эффективности опыта при некотором

изменении условий;

·         достижение положительных устойчивых результатов на протяжении ряда лет;

·         научность – соответствие основополагающим положениям педагогики,

психологии;

·         воспроизводимость – возможность использования опыта в массовой практике,

возможность творческого применения опыта.

Основные задачи работы по изучению, обобщению и распространению передовых практик воспитания обучающихся:

1.      стимулирование заинтересованности педагогов в результатах инновационной

образовательной деятельности;

2.      повышение престижа педагогов, активно участвующих в совершенствовании

содержания и методов учебной деятельности, достигших высоких результатов

обучения детей;

3.      консолидация усилий научной и педагогической общественности в деле

выявления и распространения эффективных педагогических практик;

4.      развитие форм общественно-государственной экспертизы достижений

педагогических работников;

5.      создание дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих

соответствующим приоритетным направлениям технологического развития

Российской Федерации;

6.      создание открытого информационного банка передового педагогического

опыта.

Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения передовых педагогических практик:

·         понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;

·         формулирование педагогических задач на основе выявленных идей, выводов, умозаключений для успешной организации процесса обучения и воспитания учащихся;

·         умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег;

·         способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности учащихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Обобщение и распространение передовых практик воспитания обучающихся

   Для обобщения опыта рекомендуется определить: авторов передовых практик, то есть тех руководителей и педагогов, которые будут представлять свой опыт; категории, готовые к использованию педагогического опыта, с учетом их возрастных особенностей; организаторов процесса обобщения практик; объекты обобщения опыта, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, то есть то, что может быть предложено педагогам в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.

Основные этапы обобщения и распространения передовых практик воспитания обучающихся:

ознакомление педагогов с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;

демонстрация методов и приемов работы, подлежащих использованию;

практическое обучение использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);

свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих педагогов.

Формы распространения инновационного педагогического опыта:

семинар-практикум, деловая игра, специализированная мастерская, мастер-класс; конкурсы педагогического мастерства, конкурсы технологий воспитания обучающихся; методическое объединение, творческая группа, педагогический клуб.

Заключение

Актуальность развития воспитания формирует потребность в обмене опытом и методологической поддержке педагогов.

Для организации деятельности по обеспечению мероприятий, направленных на развитие воспитания в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Правительством Российской

Федерации от 12 марта 2016 г. № 423-р, необходимо осуществлять системную работу на муниципальном, региональном и федеральном уровнях по обобщению и распространению передовых практик воспитания обучающихся, а также по поддержке творческих социально-активных педагогов.

Министерством образования и науки Российской Федерации создан Единый национальный портал дополнительного образования детей (http://dop.edu.ru).

Материалы, размещаемые на портале, направлены на развитие дополнительного образования детей и развитие воспитания обучающихся. В том числе на портале размещены методические сборники передовых практик воспитания обучающихся, которые уже сегодня могут и должны быть транслированы в образовательные организации.

Перечень основных нормативных правовых документов

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. № 423-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах

5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г.,регистрационный № 18638).

7. Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие оганизации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным          программам соответствующих уровня и направленности» (зарегистрирован в Минюсте России 8 мая 2014 г., регистрационный № 32215).

8. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544н (ред. от 5 мая 2016 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30550).

9. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (зарегистрирован в Минюсте России 23 октября 2013 г., регистрационный № 30242).

10. Письмо Минобрнауки России от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

14. Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2014 г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования».

15. Письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2013 № 07-1317 «Об индивидуальном обучении на дому».

16. Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Минобрнауки России органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»).