4 октября 2018 г. в рамках
программы секции «Российское движение школьников» III Межрегиональной
научно-практической конференции «Инновации в дополнительном образовании: опыт и
перспективы», посвященной 100-летию системы дополнительного образования в
России состоялась панельная дискуссия «Герои нашего времени», в которой приняли
участие активисты детского движения и ученического самоуправления ЯГНПШ № 2,
СОШ № 5, СОШ № 7 ГО «Город Якутск», педагоги организаторы детского движения. Было всего около 60 участников.
Участников панельной
дискуссии приветствовали заместитель министра по делам молодежи и семейной
политики Республики Саха (Якутия) Любовь Клюкина, заместитель руководителя
отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и
науки Республики Саха (Якутия) Татьяна Иванова. Инициатор акции «Горячие сердца
полюса холода»- директор Республиканского центра развития детского движения и
региональный координатор Российского движения школьников Нюргуяна Макарова рассказала о работе по выявлению и поощрению детей, совершивших героические
поступки.
Проблема нравственных
ориентиров в воспитании молодежи стоит в условиях бесцензурной информации и
виртуальной жестокости очень остро. В средствах массовой информации и сети
Интернет к чуду сегодня приравниваются примеры бескорыстного служения людям.
Дает о себе знать время, когда слово «патриот» было почти ругательством,
педагогам говорилось, что надо воспитывать не альтруистов, а эгоистов.
Вначале дискуссии
перед собравшимися выступил Прокопьев
Айаан, обучающийся 9 класса Верхневилюйского республиканского лицея-интерната
М.А. Алексеева- школы Российского движения школьников. Айаан 29 октября прошлого
года спас провалившегося под лед 19-летнего молодого человека с ограниченными
возможностями.
Он рассказал, что
детское движение является для него важнейшей составляющей жизни: он с друзьями
ходит в турпоходы, на сплавы, активно занимается спортом и участвует в
добровольческих акциях. В интервью, которое он давал юному журналисту Андреевой
Лене, Айаан рассказал о себе, о том случае, когда он спас тонущего мальчика. Он
держался очень скромно – «каждый на моем месте поступил бы так же». На вопрос
ведущей: «почему же все-таки именно ты? Ведь там еще были ребята», ответил:
«Так получилось, что я оказался быстрее, времени на раздумья не было»…
Модераторы Александр Васильев, старший методист Республиканского центра развития детского движения и Андреева
Лена, студентка Якутского финансово-экономического колледжа, председатель малого совета ЕДД «Стремление» («Дьулуур»),
предложили участникам панельной дискуссии разделиться на микрогруппы по 6 – 8
человек, выбрать представителя, который будет представлять микрогруппу на дискуссии, на которой обсуждались
проблемные вопросы:
1.
Стоит
ли относить добрые дела к героическим поступкам?
2.
Помощь
людям должна стать частью повседневной жизни каждого человека и не считаться
героизмом?
3.
Стоит
ли замечать каждый маленький поступок, чтобы достичь большего?
4.
Герои
– кто они? Это особые люди или на подвиг способен каждый?
5.
Возможно,
ли, воспитать в людях чувство ответственности за других или это врожденное
качество?
6.
Кого
воспитывать - Эгоиста или Альтруиста?
После 20- минутного
обсуждения представители групп собрались на сцене и получили возможность
высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники следили за
ходом обсуждения и тем, насколько точно представитель группы выражает общую
позицию. Собственное мнение каждый участник панельной дискуссии смог высказать после выступления
представителей микрогрупп.
Примечательно, что
мнения по многим вопросам и взрослых, и детских микрогрупп совпали- добрые
дела, если они совершаются не в ущерб собственным интересам, героическими считать не стоит. Но почти все
согласились с особым мнением группы старшеклассников, которую представлял Айаан
из Президентского Совета Якутской городской национальной политехнической школы №
2 об относительности оценивания поступков, исходя из сложившейся ситуации,
личности участников и т.д. Участники пришли к общему мнению: «Помощь людям
должна стать частью повседневной жизни каждого человека и не считаться
героизмом»; «Надо замечать каждый маленький поступок, чтобы достичь большего» (особое
мнение представила группа старшеклассников которую представил Саша из детской
общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» СОШ № 7:
«Не надо замечать маленькие добрые дела, ведь это должно стать обыденным
делом»); «Героями не рождаются, их
воспитывают. Потенциально совершить подвиг может каждый»; «Воспитывать надо в
меру эгоиста, в меру альтруиста, без крайностей».
В целом дискуссия
прошла в доброжелательной атмосфере, получилась интересной и содержательной. Героев
воспитывает среда. А среда- это современная общественность: педагоги, родители,
сверстники. Если в школе воспитываются такие дети, то можно считать, что в ней
правильно организована воспитательная деятельность.
