Новости

2 декабря 2020 г. | Новости

Воспитание именем

              На днях педагоги Якутии получили хорошую новость. В ноябре вышел федеральный журнал «Воспитание школьников»,  посвященный воспитательной работе в именных школах Якутии.

Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников»   –  старейшее издание, основанное в 1966 г.  Его цель – помощь школе, учреждениям дополнительного образования и родителям в воспитании детей. Особое внимание уделяется подготовке школьников к жизненному выбору, воспитанию творческой личности.

Главным редактором журнала является Александр Фурсов, философ, поэт, член Союза писателей России.

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Также он зарегистрирован в базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Разумеется, это  большое подспорье    для аттестующихся учителей,  педагогов, соискателей ученых степеней. 

Обложку журнала украшает  фотография девочек в платьях халадаай белого цвета и с серебряными бастыҥа и илин кэбиһэр на фоне красивой летней природы, озаглавлена фотография весьма поэтично: «То ли земные девушки, то ли ангелы с неба…»

Радует, что страницы оформлены  рисунками по якутским мотивам талантливых юных художников: обучающихся кружка «Палитра» Центра детского творчества «Радость» Чурапчинского улуса, Дворца детского творчества им. Ф.И. Авдеевой и Физико-технического лицея им. В.П. Ларионова г. Якутска.


Сразу следует отметить, что авторы предоставили интересные фотоматериалы, позволяющие другим регионам наглядно представить  красивую северную природу, национальную культуру,  быт, традиции народа саха. Тут и дети в этнических костюмах, национальные виды спорта и игры, праздник ыhыах, музыкальные инструменты, деревянная утварь, мунха, редкие растения, школьные мероприятия и многое др.  Великолепны фотографии Василия Габышева из с. Крест-Хальджай Томпонского района.   


На призыв написать статьи для журнала «Воспитание школьников» о воспитательной работе в школах, которые носят имена выдающихся личностей, к большому сожалению, откликнулись не все учреждения. По этой причине та многогранная воспитательная деятельность, проводимая в республике, представлена не в полном объеме. А ведь в Якутии воспитанию детей и молодежи уделяется особое, приоритетное внимание,   в этом деле имеются значительные достижения и много положительных практик.   

Итак, какие же образовательные учреждения смогли поделиться  на всю Россию опытом воспитания на примере знаменательной личности?

В печатный вариант журнала вошли статьи следующих учреждений.  

В раздел «Воспитание именем»:  Вилюйский педколледж им. Н.Г. Чернышевского;  Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых г. Якутска.

 В раздел «Патриотическое воспитание»: Бярийинская СОШ им. В.Д. Лонгинова Усть-Алданского улуса; Хатылынская СОШ им. Болот Боотура Чурапчинского улуса; Крест-Хальджайская СОШ им.   Ф.М. Охлопкова Томпонского района.

В раздел «Воспитание и творчество»: Физико-технический лицей имени В.П. Ларионова г. Якутска.

В раздел «Воспитание природой»: Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н. Андреева Сунтарского улуса.

В раздел «Музейная педагогика»: Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс им. Г.Е. Бессонова Сунтарского улуса.

В раздел «Этнопедагогика»: Центр народной педагогики имени К.С. Чиряева Верхневилюйского улуса.

К журналу прилагается электронное периодическое издание, содержание которого представлено следующими статьями.

  Раздел «Воспитание именем»: Дюпсюнский детский технопарк им. В.В. Никифорова – Кюлюмнюр» Усть-Алданского улуса; Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва имени Д.П. Коркина; Сыланская СОШ  им. Г.П. Башарина Чурапчинского улуса; Усть-Таттинская средяя школа им. Н.Д. Неустроева Таттинского улуса.

Раздел «Современное национальное воспитание»: Таттинский лицей им. А.Е. Мординова с. Ытык-Кюель Таттинского улуса; Тулагинская СОШ им. П.И. Кочнева г. Якутска.

Раздел «Этнопедагогика»: Центр народной педагогики им. К.С. Чиряева Верхневилюйского улуса.

Раздел «Воспитательные  традиции»: Сордоннохская школа им. Т.И. Скрыбыкиной Оймяконского улуса.

Раздел «Патриотическое воспитание»: Атамайская СОШ им. В.Д. Лонгинова Горного улуса; Мастахская СОШ им. А.А. Миронова с. Балагаччы Вилюйского улуса. 

Раздел «Трудовое воспитание»: Терютьская СОШ им. Г.А. Кривошапкина Оймяконского улуса.

Раздел «Воспитание и дополнительное образование»: Интеллектуально-творческий центр «Кэскил» им. Н.И. Протопоповой г. Вилюйска; Амгинский центр творческого развития им. О.П. Ивановой – Сидоркевич Амгинского улуса.

Раздел «Золотое детство»: Дворец детского творчества им. Ф.И. Авдеевой г. Якутска.

Статьи  отражают интересный опыт воспитательной работы именных образовательных учреждений. В них приведены  трудовые, героические, творческие  биографии личностей, описаны деятельность учреждений по увековечиванию имени человека,  имя которого присвоено, достижения педагогов и обучающихся и т.д. Школы  не ограничиваются присвоением имени выдающихся земляков, а строят воспитательную работу на примере их жизни, трудовой деятельности, подвига.   Школьникам дают понять, все они служили людям и отдавали себя порученному делу без остатка. Авторы единодушны во мнении: несомненно, присвоение имен граждан, внесших огромный вклад в развитие родной Якутии,  развивает у детей интерес к более глубокому изучению истории и культуры края, формирует  патриотизм, развивает  мнение о себе как наследниках выдающихся людей. 

Например, в Бярийинской СОШ им. В.Д. Лонгинова Усть-Алданского улуса  последние десять лет огромное значение уделяется духовно-патриотическому воспитанию не только учащихся школы, но и всего наслега в целом. Детей воспитывают  на основе народной педагогики, традиций, обычаев, глубокого взаимопонимания между детьми и родителями. Воспитательно-образовательный процесс идет в тесном сотрудничестве с социумом: общественно-краеведческим центром им. Р.Р. Васильева, сельской библиотекой и культурным центром «Арчы» им. С.Г. Васильева. Дети с большим удовольствием занимаются вместе со взрослыми в фольклорном кружке «Утум», вокальном ансамбле «Күлүмчээнэ», танцевальном ансамбле «Дьиэрэҥкэй».

С целью увековечивания памяти Героя Советского Союза и повышения эффективности воспитания детей на героическом примере В.Д. Лонгинова  установлены тесные связи с  Атамайским наслегом Горного улуса.  Организованы   республиканские  экспедиции «По следам Героя» по маршруту с. Бэс-Күөл Горного улуса – с. Борогонцы – с. Танда – с. Бярийе – г. Якутск – с. Бэс-Күөл Горного улуса;  открылся Дом-музей, где жил маленький Володя Лонгинов со своей семьей; в рамках всероссийского образовательного проекта «Парта героя» оформлена парта, на которой размещена  информация о жизни и боевом подвиге В.Д. Лонгинова.

Терютьская СОШ  Оймяконского улуса, которая расположена в труднодоступной местности на Полюсе холода, воспитывает детей на примере жизни и деятельности  Героя Социалистического Труда Г.А. Кривошапкина, имя которого носит учреждение. В экстремальных условиях Севера необходимы такие качества, как трудолюбие, мужество, взаимовыручка, бережное отношение к природе. Эти качества прививаются в детях через деятельность  трудового объединения  «Милосердие». Школьники и учителя работают в  озеленении и благоустройстве  школы, села, помогают по хозяйству ветеранам, односельчанам, совершают трудовые десанты по очистке территории,  проводят ежегодные  акции  «Собери в школу», помогая многодетным, малообеспеченным семьям по сбору учебных принадлежностей.

Гордо носить звание лицеиста, верить в свои возможности, стать достойным членом общества с активной жизненной позицией, конкурентоспособным специалистом, творчески подходить к решению проблем, уметь работать в команде и быть человеком, способным к состраданию и сопереживанию, – задачи воспитательной работы Физико-технического лицея г. Якутска. Лицей носит имя В.П. Ларионова, выдающегося ученого, доктора технических наук, первого академика РАН из народа саха, человека, посвятившего свою жизнь развитию родного края.  Его слова: «Надо учиться, чтобы быть; стремиться быть человеком с большой буквы; стремиться быть лидером»  стали для  лицеистов-ларионовцев девизом к стремлению стать людьми полезными обществу, а его жизненный путь – примером для подражания.

Видение развития человека, школьника, ребенка через приобщение к природе, выращиванию овощных, цветочных культур и деревьев Парфения Никитича и Надежды Евменьевны Самсоновых нашло отражение в статусе  Хатасской СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых г. Якутска как агропрофилированной.  Здесь успешно ведется научно-исследовательская работа  в тесной коллаборации с преподавателями Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и Арктическим государственным агротехнологическим университетом на базе созданной в 2019 г. научно-учебной лаборатории «Агрокуб». Работа Агрокуба проводится по  направлениям «Биотехнология растений», «Агробиотехнология», «Роботехника в сельском хозяйстве». Ученики школы постоянно занимают призовые места в научно-практических конференциях разного уровня.

«Кузницей чемпионов» называют Чурапчинскую республиканскую спортивную среднюю школу-интернат олимпийского резерва им. Д.П. Коркина. В ее стенах  были подготовлены чемпионы олимпийских игр, мира, Европы, России по вольной борьбе; чемпионы и призеры мира, Европы, России по шашкам;  многократные чемпионы и призеры Международных спортивных игр «Дети Азии» по шашкам, вольной борьбе, легкой атлетике и по национальным прыжкам; по итогам 2019 г. членами основного состава сборной команды Российской Федерации стали 6 учащихся (вольная борьба, шашки, пулевая стрельба), кандидатами резервного состава сборной команды России 8 учащихся (шашки, вольная борьба).

Мероприятия Центра гражданско-патриотического воспитания школьников Крест-Хальджайской СОШ им. Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова Томпонского района проходят вокруг имени Героя. Опыт работы Центра распространяется на республиканских семинарах, НПК,   всероссийских и международных  конкурсах.

В Хатылынской СОШ им.  Болот Боотура Чурапчинского улуса организуются мероприятия по увековечиванию памяти народного писателя, которые углубляют знания по истории и культуре страны и родного края; развивают способность осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; развивают интерес и уважение к истории и культуре своего и других народов. Представляет интерес деятельность школы как Ассоциированной школы ЮНЕСКО. Здесь ведется целенаправленная работа по распространению информации об ООН и ЮНЕСКО,   миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей,    изучению и сохранению культурного и природного наследия,  прав человека. На  высоком организационном уровне проводятся традиционные мероприятия республиканского масштаба: «Фестиваль ЮНЕСКО», конкурс молодых ораторов «Дебаты» и др.

Имя видного общественного деятеля и журналиста Нины Иннокентьевны Протопоповой присвоено Интеллектуально-творческому центру «Кэскил» в 2017 г. В память о знаменитом земляке реализуется совместный проект трех образовательных учреждений Вилюйского улуса: ИТЦ «Кэскил» им. Н.И. Протопоповой, Жемконской СОШ им. Н.А. Кондакова и Чернышевской СОШ им. С.М. Васильева -    «Юнкоровский десант». Учреждение также тесно взаимодействует с Детским издательством «Кэскил» имени Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа», где работала Н.И. Протопопова. Учреждена стипендия имени Н.И. Протопоповой «Лучшему редактору школьной газеты Вилюйского района». Успешно действует медиацентр «Репортер» -  результат сетевого взаимодействия с редакцией районной газеты «Олох суола».

В центре внимания Интеллектуально-творческого центра – детский технопарк, где школьники обучаются по пяти  программам, прошедшим экспертизу на федеральном уровне. Это «Юный программист», «Робототехника», «3D-моделирование», «Upgrade» и «Мир анимации».

В Усть-Таттинской СОШ им. Н.Д. Неустроева Таттинского улуса организация исследовательской деятельности обучающихся –  одна из главных задач.  С широким размахом проводятся НПК «Неустроевские чтения», мероприятия по пропаганде родного языка, раскрытию литературного таланта, повышению  читательской культуры детей.  

Успешно реализуется  проект «Агропрофильная школа как условие успешной будущей социализации выпускников школы». Здесь ведется дуальное образование с целью профессиональной подготовки. Выпускники получают специальности «Овощевод», «Художник росписи по дереву 3-го разряда»,  «Тракторист категории «В», «С».

Мастахская СОШ им. А.А. Миронова с. Балагаччы Вилюйского улуса равняется на двух Героев Советского Союза: А.А. Миронова и Н.С. Степанова. Малокомплектная, отдаленная сельская школа смогла за счет своих средств установить в школьном дворе бронзовый бюст Героя Миронова. Ведется работа по высадке на территории школьного двора  109 саженцев яблони сибирской в память о 109 участниках войны  села.

Эльгяйский региональный музейно-экологический центр имени Б.Н. Андреева бережно сохраняет и приумножает музейный фонд, воспитывает экологическую культуру у населения, продолжая дело его создателя Бориса Николаевича Андреева, выдающегося учителя-новатора, краеведа, талантливого художника, прекрасного воспитателя молодежи. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями, реализуются  адаптивные индивидуальные образовательные программы «Умелые руки Ангелины» и «Птицы Сунтарского улуса».

 Эти и другие статьи, составляющие содержание журнала «Воспитание школьников», показывают, что в каждой школе, улусе, воспитание детей  имеет свои  особенности, обусловленные своеобразной национальной культурой, обычаями, традициями, хозяйственным укладом, климатом и природой территории.

Остается добавить, что подготовкой публикаций в федеральном журнале занимался Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне».

Особенно значимым и знаменательным является выход спецвыпуска федерального журнала, посвященного целиком воспитательной работе в образовательных учреждениях Якутии, в свете создающейся новой региональной концепции воспитания.

Подробный обзор читайте  в 8-м номере журнала «Дополнительное образование Якутии».