Новости

18 января 2018 г. | Персонифицированное финансирование › Новости, Новости

Конкуренцию нужно создавать

Автор: Кондратьева М.

Эксперимент по переводу дополнительного образования на бесплатное финансирование в Якутии продолжается второй год.  О том, как проходит нововведение, шла речь на II Межрегиональной научно-практической конференции «Инновации в дополнительном образовании: опыт и перспективы».

Плюсы и минусы

Первопроходцем внедрения новой программы стала столица, в этом году к ней подключились уже 27 улусов республики.

-- Апробацию системы мы начали с ноября 2016 года. Конечно, в первый год были сложности, но уже в этом году мы учли нюансы и почти в два раза увеличили количество сертификатов. В этом году их уже реализовано 5297, -- рассказал заместитель начальника Управления образования Якутска Егор Охлопков.

По его словам, более семнадцати тысяч детей посещают столичные  учреждения дополнительного образования, стало больше кружков технической направленности. Сегодня в реестре системы персонифицированного финансирования девять организаций, в том числе три негосударственных, которые работают по 199 программам.

Новшество не везде внедряется легко и просто, есть проблемы. Плюсами новой финансовой модели участники конференции назвали рост качества программ дополнительного образования, здоровую конкуренцию среди преподавателей, развитие кружков технической направленности. Среди минусов большинство отметило отсутствие конкуренции между учреждениями, дороговизну интернета, недостаточный уровень подготовки участников проекта, сложную финансовую схему.

Но несомненно одно: вырос охват детей, занимающихся в различных кружках и секциях.

-- А это остается нашей главной задачей, -- отметил заместитель министра образования и науки Якутии Эдуард Кондратьев.

Якутия лидирует

В этом, по словам руководителя Департамента Фонда новых форм развития образования Ольги Миронюк (Москва), республика является лидером.

 Если к  2020 году не менее 70% детей в России должны обучаться в музыкальных, спортивных школах, различных кружках и секциях, то в Якутии этот показатель уже достиг 73,3%. А это 130 719 мальчишек и девчонок, занимающихся в 228 учреждениях дополнительного образования.

-- Интересен и опыт Якутии по выбору правовой формы регионального центра «Юные якутяне». Это нетиповое учреждение, охватывающее все области образования: повышение квалификации педагогов, дополнительное образование детей и другое. Такая организация работы вошла в обновленные федеральные методические рекомендации и будет рекомендована другим субъектам России в качестве примера, -- подчеркнула федеральный эксперт.

Руководитель департамента также обозначила основные тренды в системе дополнительного образования: переход от предметной ориентированности к компетентной, обновление кадрового потенциала, в том числе привлечение  студентов, специалистов из других сфер, повышение заработной платы работников дополнительного образования до уровня педагогов общего образования.

Ведущий научный сотрудник Института развития образования  Павел Деркачев тоже отметил успехи Якутии в продвижении эксперимента.

-- Впечатляет доля детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Второй момент, который хотел бы отметить, это участие в эксперименте не только государственных, но и частных учреждений, -- сказал он.

Кроме того, эксперт заметил активное участие муниципалитетов в проекте.

-- 84% предоставляемых услуг принадлежит муниципалитетам. Это отличный показатель, -- подытожил Павел Владимирович.

Среди сложностей эксперт отметил инерционность мышления населения. Причем добавил, что подобное наблюдается во всех субъектах России.

-- Из советского прошлого тянется желание финансировать только подведомственные образовательные учреждения. Но сейчас выстраивается новая система финансирования, когда оплачиваться будут лучшие образовательные программы независимо от того, кто является учредителем. Каждое учреждение будет получать деньги по результатам деятельности: сколько детей к ним придет, столько денег они и получат, -- сказал он.

 Кстати, научный сотрудник также отметил факт, вызвавший наиболее спорные моменты: скорее всего маленькие населенные пункты, где всего одно учреждение дополнительного образования, не будут участвовать в персонифицированном финансировании.

Где дети, там и деньги

-- Конкуренцию на местах нужно создавать. Каждая организация должна задуматься над тем, что если дети не выберут ее, то денег не получат, -- пояснил старший научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО) Семен Славин.

По мнению эксперта проекта, система персонифицированного финансирования обеспечивает свободу выбора кружков и секций, прозрачность расходования бюджетных средств, повышение квалификации педагогов и развитие конкурентоспособной среды между учреждениями. Кроме того, дети могут посещать государственные и частные образовательные учреждения дополнительного образования  независимо от материального положения семьи за счет федерального бюджета.

-- В 2018 году системе дополнительного образования исполнится 100 лет. Нам есть на что обратить внимание, имея этот исторический опыт. Мы должны определить точку роста, понять, куда двигаться дальше, -- подчеркнул замминистра образования Якутии Эдуард Кондратьев.

В конференции приняли участие более 160 представителей муниципальных районов и городов республики, делегаты из Республики Бурятия. Кроме того, в режиме видеоконференции  на связь вышли педагоги из Ярославской, Вологодской областей и Ханты-Мансийского автономного округа.