Новости

28 декабря 2017 г. | Персонифицированное финансирование › Новости, Новости

От музыки до роботов. В Республике Саха совершенствуют условия для развития детского творчества

Владимир Таюрский, Якутск

 

Минувшей осенью в Якутске торжественно открыли Кванториум. Этот современный центр детского творчества стал частью разнопланового приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Якутии. О том, какие решения принимают местные власти, чтобы заполнить детский досуг полезными занятиями, рассказал министр образования и науки республики Владимир Егоров.

Владимир Анатольевич, учреждения дополнительного образования действуют в каждом районе Якутии. Сегодня стоит задача не просто увеличить число занимающихся в кружках и секциях, но и расширять и разнообразить эту сферу. Каким образом?

Владимир Егоров: В 2018 году мы должны охватить программами дополнительного образования до 75 процентов детей от пяти до 18 лет. Чтобы обновить содержание этой работы, республиканскому ресурсному центру «Юные якутяне» (региональному модельному центру дополнительного образования детей) предстоит объединить усилия министерств и ведомств республики, муниципальных учреждений, частных организаций, школ, технопарков, вузов, интеллектуальных и бизнес-партнеров, общественных организаций.

По некоторым направлениям подобное сотрудничество давно налажено, причем в каждом случае решаются разные задачи. К примеру, один из самых успешных проектов — «Будущий дипломат» — реализуется при участии представительства МИД России в Якутске и министерства по федеративным отношениям и внешним связям Якутии. Он нацелен на раннее профессиональное ориентирование школьников. Проект «Шахматы — детям» — на развитие математического мышления, а «Музыка для всех», «Рисуем все» — на гармоничное развитие личности, хотя и в этих кружках многие находят свое призвание.

Потребность в технических кадрах для промышленных предприятий с каждым годом растет. Есть ли у детей интерес к техническому творчеству и естественным наукам?

Владимир Егоров: Сегодня кружки технической направленности посещают около семи процентов детей. Мы понимаем: этого недостаточно. И создаем условия для того, чтобы к 2025 году не менее четверти школьников могли заниматься подобным творчеством. Тут, безусловно, важную роль сыграет открытый недавно Кванториум. Ребята пробуют себя в таких профессиях, как системный инженер композитных материалов, инженер 3D-печати в строительстве, проектировщик системы «умного дома», строитель «умных дорог», оператор медицинских роботов и многих других, которые уже завтра будут в тренде.

Не каждому региону удалось построить такой детский технопарк. Якутия получила на это 57 миллионов рублей из федерального бюджета, выиграв конкурс наряду с 17 другими краями и областями, а также вложила в проект собственные средства.

То есть, развиваться теперь будет техническое направление?

Владимир Егоров: Все надо совершенствовать, не должно быть никаких «уклонов». В системе дополнительного образования нужно держать на высоком уровне и гуманитарную составляющую, которая позволяет детям сохранять этнокультурную идентичность — помнить свое родство.

Возможно ли, чтобы в одном кружке дети получали от наставника технические навыки и одновременно познавали национальную культуру?

Владимир Егоров: В одном кружке, может быть, и нет, но в стенах одного учреждения — вполне. К примеру, оба эти направления объединяет проект создания в Якутии Международного центра «Дети Арктики». В новом образовательном учреждении дети из арктических регионов смогут заниматься наукой, техническим творчеством, пробовать себя в инновационных технологиях и при этом приобщаться к национальной культуре, осваивать традиционные промыслы и ремесла.

Указом Главы Якутии Егора Борисова проект включен в комплекс мер по поиску и поддержке одаренных детей. Стоит отметить, что при его разработке республика не стала замыкаться в себе. К реализации проекта «Дети Арктики» подключаются северные регионы России и такие приарктические страны, как Дания (Гренландия), Исландия, Канада, Норвегия, США, Швеция, Финляндия. Для нас важен их опыт.

Как будет реализован проект?

Владимир Егоров: Центр планируется построить к 2020 году — эта работа идет в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Якутии. «Умные» здания, установленное в них высокотехнологическое оборудование и другая инфраструктура, включая детский технопарк, будут соответствовать международным образовательным стандартам. Сейчас юным представителям арктических народов сложно адаптироваться в мире, где правят бал технари. Мы постараемся сделать все для того, чтобы они получали хорошие знания и могли знакомиться с профессиями будущего.

В прошлом году Якутия стала одним из девяти регионов, выигравших конкурс на участие в федеральном эксперименте по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования. Что это за эксперимент?

Владимир Егоров: Суть его проста. Каждому ребенку, участвующему в эксперименте, выдается именной сертификат, обеспеченный бюджетными деньгами. И в каких бы кружках или секциях ни занимался его обладатель, государство это оплатит. Причем нет разницы, посещает ли кружковец муниципальное учреждение, занимается в частной организации или учится у индивидуального предпринимателя.

Если детям станет неинтересно, и они начнут переходить в другие кружки, секции, студии, то и деньги последуют за ними. Поставщики образовательных услуг получают средства, исходя из результативности и эффективности своей работы. И оценивают ее качество самые заинтересованные эксперты — дети. Это отличное решение и прекрасный стимул для развития и совершенствования системы. По количеству ребят, выбравших определенное занятие, мы четко видим, что востребовано, а что нуждается в доработке. Таким образом, повышается здоровая конкуренция учреждений дополнительного образования, заинтересованность в каждом ребенке.

Как идет апробация проекта?

Владимир Егоров: В первую очередь подготовлена нормативная правовая база: положение, правила, порядок предоставления и распределения субсидий, методические рекомендации и другое. Механизм финансирования, можно сказать, революционный, поэтому пришлось немало потрудиться, чтобы разъяснить работникам учреждений и родителям его особенности. Сделан еще один важный шаг — составлены два принципиально новых реестра: региональных поставщиков услуг дополнительного образования и программ дополнительного образования, реализуемых на территории республики. Группа экспертов регионального оператора провела сертификацию 794 программ, и список этот продолжает пополняться.

Для удобства родителей и детей вся информация размещается на портале персонифицированного финансирования. Здесь можно получить сведения не только о программах, их целях, продолжительности и многом другом, но и об участвующих в эксперименте учреждениях, уровне квалификации педагогов, используемом оборудовании. Это помогает выбрать подходящую программу сообразно устремлениям, уровню подготовки и способностям детей.

Якутия динамично включилась в обновление системы дополнительного образования, которое проходит по всей стране. В рамках приоритетного проекта в республике активно развиваются современные формы и модели занятий с детьми по разным направлениям.

Кстати

В июле 2018-го первые Международные интеллектуальные игры соберут в Якутии более полутора тысяч детей из разных стран. Юных исследователей ждут соревнования, научные конференции и симпозиумы. Этот фестиваль знаний и передовых технологий организован по инициативе руководства республики. Подготовка к нему ведется при поддержке РАН, Министерства образования и науки РФ, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», других российских и зарубежных партнеров.

 

Портал персонифицированного финансирования дополнительного образования

sakha.pfdo.ru