Новости

22 декабря 2017 г. | Персонифицированное финансирование › Новости, Новости

Главная миссия дополнительного образования — помочь ребенку найти себя Интервью Ykt.Ru

С 11 по 13 декабря в Москве в МГТУ имени Н.Э. Баумана прошло  IV Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования. О том, какие вопросы были обсуждены во время мероприятия, рассказала директор Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» – регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия) Мария Петрова.

 

Мария Петровна, расскажите какие вопросы были затронуты участниками совещания?

 

В составе нашей делегации были  старший методист Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне»  Алена Семенова, руководитель сети детских технопарков «Кванториум» РС(Я) Светлана Дьячковская,  директор Республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования Гаврил Семенов,  специалист Управления образованием г. Якутск Светлана Захарова, директор Дворца детского творчества г. Якутска Марита Колодезникова, а также представители из Нерюнгринского, Мирнинского, Усть-Алданского, Таттинского районов и др. Были представлены те районы, которые работают по приоритетному проекту «Доступное дополнительное образование для детей».

 

Повестка совещания концентрировалась вокруг этого приоритетного проекта. На данный момент актуальными являются вопрос по детскому технопарку «Кванториум», который открылся в нашей республике, персонифицированное финансирование дополнительного образования, которое мы активно вводим в течение двух лет, в этом году   персонифицированное  финансирование будет внедрено в 27 улусах.

 

 Участников совещания интересовали новации в содержании допобразования, летний отдых, как новая форма активного познавательного  досуга детей. Очень интересовали  вопросы  о работе кружков по интересам, которые могут  создаваться не только в школах, учреждениях допобразования, но и  в вузах, ссузах, бизнес-структурах. На самом деле, чтобы спектр выбора для детей был как можно  шире, нужно развивать дистанционный проект дополнительного образования. Не секрет, что сейчас каждый ребенок имеет смартфон, доступ в интернет и он спокойно может все это посмотреть. Обсуждали то, что каналы на youtube имеют высокий потенциал. Многие уже осваивают такие новые формы дополнительного образования детей.

 

С какими темами наша делегация выступила перед коллегами из других регионов?

 

Заместитель министра образования и науки республики Эдуард Кондратьев выступил с информацией о ходе реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Якутии. Я выступила в числе трех регионов и рассказала об опыте региональных модельных центров дополнительного образования. Можно сказать, что  это   новация  текущего года — то, что в числе равных учреждений одно учреждение имеет особый статус координатора, то есть мозгового центра развития дополнительного образования в регионах. Мы представили свою работу по данной теме. Надо сказать, что затем многие подходили и отмечали, что Якутия является лидером по внедрению новаций дополнительного образования, благодаря серьезному вниманию со стороны руководства республики к системе дополнительного образования. Например, когда мы сказали о том, что у нас есть премия Главы республики 26 педагогам по 100 тысяч рублей, коллеги  были сильно удивлены. В других регионах такого просто нет.

Мы определили сейчас опорные центры дополнительного образования  в шести улусах. Именно районные центры. В следующем году Министерство образования и науки РС(Я) предусмотрело им грантовую поддержку, так же  учрежден знак «За вклад в дополнительное образование». У нас есть реальные шаги по конкретной поддержке дополнительного образования.

 

Как проходит II межрегиональная научно-практическая конференция «Инновации в дополнительном образовании: опыт и перспективы»?

 

В эти дни мы проводим II межрегиональную научно-практическую конференцию «Инновации в дополнительном образовании: опыт и перспективы». К нам приехали за опытом коллеги из других регионов: Ярославль, Улан-Удэ, Санкт-Петербург. Мы видим, что наша республика может представить бренды дополнительного образования, в первую очередь по нашему прикладному творчеству. Например, плетение из конского волоса. Мало, кто обладает этой технологией. Можно продвигать  эти уникальные технологии через дополнительное образование. Представители национальных республик, например, из Башкирии, проявили интерес к нашему прикладному творчеству. Планируем в будущем году заняться сетевыми дистанционными направлениями.

 

Считаем, что наше допобразование способно не только обучать, но передавать опыт другим регионам и странам. Это, думаю, произойдет, благодаря проекту - Международный центр «Дети Арктики» под эгидой Главы республики Е.А. Борисова.  Участники семинара отметили, что нужно снимать межведомственные барьеры, есть разделение на культуру, спорт, образование. В нашей республике эти барьеры потихоньку стираются, потому что есть проекты «Музыка для всех», «Рисуем все». 

 

Очень многие участники совещания высказывали беспокойство по поводу сохранения массовости физкультуры и спорта, как правило, многие дети не стремятся стать спортсменами, а просто желают укрепить свое здоровье. Поэтому этот баланс нам нужно суметь соблюсти, ведь главное предназначение дополнительного образования, помочь ребенку найти себя, свой интерес в будущей профессии.  В то же время мы не говорим, что обязательно должны работать только с одаренными детьми и отправлять их на олимпиады и конкурсы. Мы  уверены, что нужно работать со всеми детьми.

 

Есть мнение, что каждый ребенок талантливый.

 

Да, у каждого ребенка есть талант. Как раз система дополнительного образования отвечает на этот запрос детей и родителей. Если  школа, в основном, заточена на подготовку к экзаменам, то именно в сфере допобразования ребенок может найти себя. В конечном итоге, ребенок, вырастая, получает определенные компетенции, что поможет ему стать успешным человеком. Например, такие навыки, как умение общаться, представить себя в определенной компетенции, работать в команде, помогут ребенку понять свои сильные и слабые стороны. Когда он это понимает, то верный выбор того, чем он может заниматься, увеличивается. Когда нет ситуации выбора, этот ребенок вырастает в пассивного человека, который ждет команды, и эту команду будет выполнять без особого энтузиазма.

 

Генеральный директор Фонда новых форм развития образования Марина Ракова акцентировала внимание на то, что представители дополнительного образования должны работать так, чтобы ребенок сам создавал себе свою траекторию развития. А мы просто помогаем ему в этом. Мы не должны делать из него солдата, простого исполнителя. Запрос экономики XXI века именно в креативном, разностороннем человеке.  Сегодня дополнительное образование старается внести свою  лепту в ответ на этот вызов времени.