Новости

13 декабря 2017 г. | Персонифицированное финансирование › Новости, Новости

Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей – деньги следуют за ребенком


   

С 2016 г. Якутия в числе семи регионов  апробирует модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Что это такое? При персонифицированном финансировании каждому ребенку, вошедшему в эксперимент, выдается именной сертификат. Сертификат – это персональная гарантия государства перед конкретным ребенком в том, что независимо от того, какие кружки или секции он выберет, в какой бы организации (муниципальной, частной, у индивидуального предпринимателя) он на них ни записался, за его образование заплатит государство. За каждым сертификатом закрепляется определенная сумма из муниципального бюджета. Ребенок самостоятельно выбирает программу дополнительного образования и заключает договор с поставщиком услуг. Информация о каждом заключенном договоре поступает в единую информационную систему, и учреждения дополнительного образования ежемесячно получают финансовые средства за фактически обучившихся детей.

Такая система оплаты позволяет семьям  выбрать и получить за бюджетный счет самую, с их точки зрения, полезную и интересную программу для своих детей, увеличить количество учащихся, посещающих  учреждения дополнительного образования.

Теперь каждое учреждение будет бороться за ребенка. Если детям будет неинтересно в данном заведении и он уйдет в другое, то и деньги последуют за ним. В этом случае педагог поменяет программу и повысит свой профессиональный уровень. В общем, организации будут получать деньги исходя из результативности и эффективности своей работы. А это отличный стимул для развития.

Отметим, что внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования осуществляется в республике прежде всего с целью выполнения положений Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», реализации Концепции развития дополнительного образования детей, предусматривающих создание нормативной базы и введение именных сертификатов на получение дополнительного образования.

Развитием проекта в Якутии занимается Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» – региональный модельный центр дополнительного образования детей.  

А все началось с того, что в 2016 г. Министерство образования и науки РС(Я) выиграло федеральный конкурс на финансовое обеспечение мероприятия 3.2. «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы.   

В соответствии с приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей» к концу 2018 г. 10 % детей, а к концу 2019 г. – 20 % детей должны быть охвачены дополнительным образованием с использованием персонифицированного финансирования.

Если в 2016 г.  в пилотном эксперименте участвовал только г. Якутск, то в этом году уже подключились 27 улусов республики. Сейчас в республике 15 576 детей получают дополнительное образование по сертификату.

Какие меры предприняты в первую очередь? Вышло распоряжение Правительства РС(Я) «Комплекс мер по модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования Республики Саха (Якутия) на 2016–2017 годы», в котором основное внимание уделяется внедрению механизма персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей.

Так как такой механизм финансирования новый, даже можно сказать революционный, пришлось немало потрудиться, чтобы  разъяснить учреждениям и родителям  об его возможностях.  Разработаны  Положение о внедрении проекта, Порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на внедрение проекта, Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Саха (Якутия), методические рекомендации и др. 

Еще один важный шаг, который  сделан участниками эксперимента – составлены два принципиально новых реестра. Первый – реестр региональных поставщиков услуг дополнительного образования, включая лицензированных индивидуальных предпринимателей. Второй – реестр программ дополнительного образования, реализуемых на территории. На сегодняшний день группой экспертов регионального оператора проведена добровольная сертификация 794 программ допобразования, и список продолжает пополняться. Приоритетом пользуются программы технических и естественнонаучных направлений. Для удобства родителей и детей программы размещаются на портале персонифицированного финансирования sakha.pfdo.ru,  где для них предусмотрен личный кабинет. Здесь можно ознакомиться с учреждениями дополнительного образования, участвующими  в эксперименте, с предлагаемыми программами,  их целями и задачами,  приобретаемыми навыками, уровнем квалификации педагогов, используемым оборудованием, продолжительностью программ и выбрать подходящую сообразно стремлениям, уровню подготовки и способностям детей.  Кроме того, родители смогут узнать нормативную стоимость программы и ее фактическую цену в каждом учреждении, вошедшем в эксперимент, а после прохождения программы оценить ее качество.   

Одним из эффектов внедрения персонифицированного финансирования становится тот факт, что  впервые частные организации получают доступ к бюджетному финансированию. Так, в реестр поставщиков программ включены такие участники с негосударственным статусом, как Школа архитектуры и дизайна при Союзе архитекторов РС(Я), республиканская математическая школа «Дьоҕур», учебный центр «Академия новых технологий» по робототехнике и др. Эти организации предлагают детям весьма востребованные и увлекательные программы дополнительного образования. До сих пор приходилось вносить плату за их программы, и они были не по карману многим желающим. Теперь же родители убеждаются, что заниматься робототехникой или 3D-моделированием можно за счет бюджета.

Таким образом, в основу системы персонифицированного финансирования закладываются следующие принципы:

– сегодня государство тратит деньги на систему дополнительного образования, которая в результате своей деятельности обеспечивает получение образования каким-то числом детей. В рамках системы персонифицированного финансирования деньги напрямую прикрепляются к детям, предоставляя им именные сертификаты. Ребенок получает право выбирать, а организации, в том числе и негосударственные, рассчитывают, что, выбрав их,  ребенок принесет реальные деньги;

–  ребенок, его родители сами формируют спрос на дополнительное образование. Им нужно помочь сделать выбор, результат которого не будет иметь негативных последствий;

–  та программа дополнительного образования, которая не выбирается ребенком, должна измениться в сторону учета его потребностей для того, чтобы он ее все-таки выбрал;

–  финансовые средства используются не для того, чтобы оплатить чью-то работу, а для того, чтобы конкретный ребенок удовлетворил свои образовательные потребности;

– дети должны иметь одинаковые гарантии в получении дополнительного образования (с точки зрения финансирования этих гарантий);

–  дополнительное образование очень вариативно, программы сильно отличаются, поэтому нельзя ограничивать число получаемых ребенком услуг, но можно списывать деньги с сертификата в объеме, соответствующем нормативной стоимости программы.

За период внедрения пилотного эксперимента выявились его сильные и слабые стороны. Сильными сторонами можно назвать контроль за расходованием бюджетных средств на дополнительное образование; реальный учет услуг, которые получают дети; доступ детей и родителей к  реестру программ дополнительного образования детей, а также к рейтингу данных программ; конкуренцию муниципальных и частных учреждений дополнительного образования, а самое главное, увеличение охвата и качества дополнительного образования в регионе. В то же время существуют определенные риски в реализации эксперимента, среди которых возможная нехватка средств муниципального бюджета на услуги негосударственных учреждений дополнительного образования детей; возможное  ограничение количества бесплатных программ.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» утверждено, что к 2020 г. обучение  50 % детей по дополнительным общеобразовательным программам должно финансироваться за счет ассигнований из федерального бюджета. В связи с этим нужно выработать механизмы софинансирования обеспечения сертификатов дополнительного образования детей напрямую из федерального бюджета. В этом случае дети могут посещать учреждения дополнительного образования по всей России. У детей, проживающих на Дальнем Востоке, появилась бы возможность получать услуги дополнительного образования в таких крупных и известных учреждениях России, как детский лагерь «Артек», Кировский «Центр дополнительного образования одаренных школьников» и т.д.  

Эксперимент уже приносит свои плоды: выросла ответственность не только ребят и их родителей, но и педагогов. Каждый специалист заинтересован в продвижении своего кружка, занятия.

Как и любое качественное изменение механизма управления, внедрение персонифицированного финансирования в Республике Саха (Якутия) не должно происходить без учета возможных последствий, а также имеющихся ограничений. Так, в малых населенных пунктах, которых большинство на территории республики,  существуют  ограничение в выборе организации,  отсутствие негосударственного сектора дополнительного образования, нет конкуренции  учреждений дополнительного образования. В таких условиях введение модели персонифицированного финансирования выглядит нецелесообразным.

Вводя новую социальную гарантию, необходимо учитывать ее адресность. Базовый уровень гарантии должен быть обеспечен для всех детей, желающих получать дополнительное образование, но также важно обеспечить более высокие гарантии  (читайте – номинал сертификата) для детей с особыми образовательными потребностями. Так, если ребенок проявляет талант, очевидно, что его педагогическое развитие будет обходиться бюджету дороже, дети с ограниченными возможностями здоровья, просто в силу дополнительной потребности в педагогическом сопровождении, должны получать большее обеспечение, а также  дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В целом, пилотная апробация системы персонифицированного финансирования в Якутии, осуществляемая сегодня, – это лишь первый управленческий и экономический шаг к переходу к системе дополнительного образования, построенной на принципе «прежде всего важен ребенок и его интересы»

Справка. Сегодня в систему дополнительного образования Якутии вовлечено 130 719 детей в возрасте от 5 до 18 лет.  Это почти 73,3 % от общей численности детей в этом возрасте, что выше, чем в среднем по России.  В республике создана многовариантная сеть дополнительного образования. Ее организуют 228 учреждений многопрофильной направленности, это дома детского творчества, детские технопарки, центры художественной, технической, туристско-краеведческой, военно-патриотической направленности. Около 7 % детей охвачены занятиями в технических кружках. Успешно внедряется программа ранней профориентации JuniorSkills. В 2017 г. началась реализация проекта по созданию Детских технопарков «Кванториум».  Реализуются проекты, не имеющие аналогов в  других регионах России: «Музыка для всех», «Рисуем все», «Шахматы детям», «Будущий дипломат», Международная дипломатическая школа России и Китая и др. Талантливые и одаренные дети получают поддержку в виде  стипендии Главы Якутии.

М.П. Петрова, к.п.н., директор Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» – регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия)