Новости

10 декабря 2017 г. | Персонифицированное финансирование › Новости

ДЕНЬГИ СЛЕДУЮТ ЗА РЕБЕНКОМ. Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей

http://dnevniki.ykt.ru/sakhadod/1079802

В 2016 г. Министерство образования и науки РС(Я) выиграло федеральный конкурс на финансовое обеспечение современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, и республика  в числе девяти регионов начала апробацию модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Что это такое? При персонифицированном финансировании каждому ребенку, вошедшему в эксперимент, выдается именной сертификат. Сертификат – это персональная гарантия государства перед конкретным ребенком в том, что независимо от того, какие кружки или секции он выберет, в какой бы организации (муниципальной, частной, у индивидуального предпринимателя) он на них ни записался, за его образование заплатит государство. За каждым сертификатом закрепляется определенная сумма из муниципального бюджета. Ребенок самостоятельно выбирает программу дополнительного образования и заключает договор с поставщиком услуг. Информация о каждом заключенном договоре поступает в единую информационную систему, и учреждения дополнительного образования ежемесячно получают финансовые средства за фактически обучившихся детей.

Такая система оплаты позволяет семьям  выбрать и получить за бюджетный счет самую, с их точки зрения, полезную и интересную программу для своих детей, увеличить количество учащихся, посещающих  учреждения дополнительного образования.

Теперь каждое учреждение будет бороться за ребенка. Если детям будет неинтересно в данном заведении и он уйдет в другое, то и деньги последуют за ним. В этом случае педагог поменяет программу и повысит свой профессиональный уровень. В общем, организации будут получать деньги исходя из результативности и эффективности своей работы. А это отличный стимул для развития.

Развитием проекта в Якутии занимается Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» – региональный модельный центр дополнительного образования детей.  

Если в 2016 г.  в пилотном эксперименте участвовал только г. Якутск, то в этом году уже подключились 27 улусов республики. Сейчас в республике 15 576 детей получают дополнительное образование по сертификату.

Участниками эксперимента составлено два принципиально новых реестра. Первый – реестр региональных поставщиков услуг дополнительного образования, включая индивидуальных предпринимателей. Второй – реестр программ дополнительного образования, реализуемых на территории. На сегодняшний день группой экспертов регионального оператора проведена  сертификация 794 программ допобразования, и список продолжает пополняться. Приоритетом пользуются программы технических и естественнонаучных направлений. Для удобства родителей и детей программы размещаются на портале персонифицированного финансирования sakha.pfdo.ru,  где для них предусмотрен личный кабинет. Здесь можно ознакомиться с учреждениями дополнительного образования, участвующими  в эксперименте, с предлагаемыми программами,  их целями и задачами,  приобретаемыми навыками, уровнем квалификации педагогов, используемым оборудованием, продолжительностью программ и выбрать подходящую сообразно стремлениям, уровню подготовки и способностям детей. 

Одним из положительных моментов  внедрения персонифицированного финансирования становится тот факт, что  впервые частные организации получают доступ к бюджетному финансированию. Так, в реестр поставщиков программ включены такие участники с негосударственным статусом, как Школа архитектуры и дизайна при Союзе архитекторов РС(Я), республиканская математическая школа «Дьоҕур», учебный центр «Академия новых технологий» по робототехнике и др. Эти организации предлагают детям весьма востребованные и увлекательные программы дополнительного образования. До сих пор приходилось вносить плату за их программы, и они были не по карману многим желающим. Теперь же родители убеждаются, что заниматься робототехникой или 3D-моделированием можно за счет бюджета.

Эксперимент уже приносит свои плоды: выросла ответственность не только ребят и их родителей, но и педагогов. Каждый специалист заинтересован в продвижении своего кружка, занятия.

В целом, пилотная апробация системы персонифицированного финансирования в Якутии, осуществляемая сегодня, – это лишь первый управленческий и экономический шаг к переходу к системе дополнительного образования, построенной на принципе «прежде всего важен ребенок и его интересы».