Мероприятия

1 декабря 2017 г. | Новости, Мероприятия

Презентация книги “Этнопедагогика любви и национального спасения”

В республиканском медиа-центре 29 ноября 2017 г. прошла презентация книги “Этнопедагогика любви и национального спасения”. Авторы создали данный коллективный труд по этнопедагогике, посвященный к 100-летию доктора педагогических наук В.Ф. Афанасьева - Алданского, 90-летию Г.Н. Волкова, 90-летию основателя первого в России музея народной педагогики К.С. Чиряева. В работе над монографией приняли участие научные сотрудники Российской академии образования, Алтайского краевого института повышения квалификации работника образования, Калмыцкого государственного университета, Чувашского государственного педагогического университета им. Яковлева, а также ученые, организаторы и педагоги из различных образовательных организаций Якутии.

На презентации в числе других авторов с докладом «Этнопедагогические проекты дополнительного образования детей в республике Саха (Якутия)» выступила директор республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» Мария Петровна Петрова.

Мария Петровна остановилась на том, что перед системой дополнительного образования четко поставлены в качестве приоритетных задач новые направления воспитания детей, учитывающих их этнокультурные потребности; создание условий для детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях районов Крайнего Севера, а также разработки креативных технологий для поддержки ранней профессиональной ориентации и творческой самореализации детей. По сохранению самобытной культуры народов в системе дополнительного образования опорными центрами Министерства образования и науки РС(Я) реализуются инновационные проекты, также образовательными организациями- дополнительные общеобразовательные программы.

Например: Центр дополнительного образования Жиганского национального эвенкийского района реализует инновационный проект по теме «Этнокультурное образование в условиях поликультурной среды», улусный детский центр Эвено-Бытантайского национального улуса - по теме  «Формирование социокультурных компетенций подростков  на основе комплексного подхода этнокультурного образования малочисленных народов Севера в условиях дополнительного образования».

Этнопедагогические проекты являются одним из приоритетных направлений работы Республиканского центра «Юные якутяне». Центром реализуются 11 общеразвивающих программ художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, технической направленностей. По данным на 1 января 2017 г., в учреждениях дополнительного образования республики занимается 78844 ребенка, из них по художественному направлению – 25759 детей в 1171 объединении, что составляет 32,6%. Сохранение традиций народного творчества становится одним из приоритетов программ дополнительного образования детей.

Среди них особой популярностью и азартностью отличаются три проекта:

- республиканская выставка прикладного творчества обучающихся «Радуга Севера»;

- ежегодный республиканский фестиваль детских театров и студий моды «Сияние Севера»;

- республиканский детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы». Новой площадкой для обеспечения преемственности этнокультурных традиций стал республиканский чемпионат «JuniorSkills» («Будущие профессионалы»), включающий такие компетенции, как изготовление изделий из конского волоса, ювелирное дело. Организаторы планируют ввести также кузнечное дело, национальное шитье и др.

Также в летнее время ежегодно проводится выставка педагогов «Уран уустар түһүлгэлэрэ» (площадка для юных мастеров), которая вокруг себя собирает сотни наставников юных умельцев по компетенциям народного творчества и жизнеобеспечения в условиях Севера и модернизации системы дополнительного образования.

Увлечь ребенка своим мастерством может только творец, достигший профессионального мастерства, умеющий «зажечь» ребенка своей креативной личностью. Один из таких примеров – семья заслуженных артистов РФ Клавдии и Германа Хатылаевых, в течение десятилетий ведущих творческую этностудию «Төрүт дорҕоон» («Исконные звуки»). Пермикина Н.А. ведет творческое объединение «Удивительная Якутия» с целью углубленного изучения жизни и деятельности коренных и малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока на территории Якутии. Среди творческих объединений пользуется популярностью проект известного журналиста Керемясовой Л.П. – кружок детско-юношеской журналистики и экранного творчества «Күнчээн» («Солнышко»).

РРЦ «Юные якутяне», как модельный центр, организует сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. На днях было подписано соглашение с МБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Айылгы» ГО «г. Якутск».

в ЦЭВД «Айылгы» реализуются образовательные программы:

- «Народно-сценический танец»

- «Развивающая хореография»

- «Народный танец с элементами современного танца»

- «Танцы мира»

- Музыкальный фольклор «Вдохновение»

- Кружок по фольклору «Дьурулгэн»

- «Хоровое и индивидуальное пение»

- Игры народов России

- «Студия театра мод «Айыллаана»

- «Языковое гнездо юкагиров»

Таким образом, этнопедагогические проекты в системе дополнительного образования имеют своеобразные особенности, выраженные в следующих форматах деятельности:

• кооперативная деятельность, проявленная в массовом творческом самовыражении – фестивали, конкурсы, где детское творчество проявляется в коллективных формах;

• персональная креативная деятельность, направленная на выявление и развитие одаренного ребенка;

• деятельность творческих мастерских ярких творческих педагогов, передающих свое мастерство в дуальной системе «Мастер-воспитанник»;

• деятельность творческих объединений педагогов дополнительного образования, представляющих собой своеобразные клубы по интересам.

Система дополнительного образования детей обладает полисферными возможностями для разработки и продвижения высокоэффективных этнопедагогических, этнокультурных, поликультурных и социокультурных проектов, но нуждается в научном обосновании и сопровождении.

Выступающие отметили, что главной целью монографии является утверждение этнопедагогики как позитивистского направления педагогики, нацеленной на сохранение и развитие этнической идентичности, культурного и языкового разнообразия в условиях глобализации, модернизации, урбанизации и унификации культур. В монографии изложены теоретические, методологические основы междисциплинарных исследований по этнопедагогическим проблемам воспитания и образования в Российской Федерации, разработаны система и структура современной этнопедагогики как науки и практики воспитания и образования, выявлены перспективные направления развития этнопедагогики в России. В ней содержатся лучшие этнопедагогические практики и технологии, разработанные учениками академика Г.Н. Волкова и творческими педагогами этнокультурного образования. Ссылка прямого эфира: http://ysia.ru/obshhestvo/onlajn-translyatsiya-etnopedagogika-lyubvi-i-natsionalnogo-spaseniya/

Нюргуяна Макарова, заместитель директора республиканского ресурсного центра «Юные якутяне»