«Человек создан для счастья, как
птица для полета»
В.Г. Короленко
Осенью
2018 г. МБОУ «Амгинская СОШ №1 с
углубленным изучением отдельных предметов имени В.Г.Короленко» отметит
150-тилетний юбилей. Основателем школы является известный русский
писатель-демократ В.Г.Короленко.
29
марта в школе состоялась XI
краеведческая конференция «Мин дойдум». В конференции приняли участие 115
школьников с 3 по 11 классы из Амгинского улуса (СОШ №1 и №2, Амгинский лицей),
г Якутск, пос. Марха. Заявки на заочное участие поступили из Момского улуса.
Конференция впервые приняла статус республиканского мероприятия. В состав
экспертной комиссии вошли научные сотрудники Института гуманитарных
исследований проблем малочисленных народов Севера и методист Республиканского
ресурсного центра «Юные якутяне».
До
начала конференции в библиотеке прошло установочное совещание для экспертов,
которые оценили доклады по 9 направлениям.
Во
время открытия начальник управления образования Шишигин Юрий Егорович и директор
Амгинской школы Судинов Николай Николаевич отметили важность краеведения для
сохранения исторического прошлого школы, села улуса в истории республики и
страны.

Лауреатами
краеведческой конференции «Мин дойдум» определены следующие школьники.
Секция «География»
Бытыров Алгыс, ученик 9 «а» класса МБОУ «Амгинская СОШ 1 им. В.Г.Короленко» с
темой «Изучение
криогенных процессов в окрестностях села Амга и Чакыр-2 Амгинского улуса РС(Я)
с помощью космических снимков». Руководитель Захаров Николай Семенович, учитель
географии.
Соловьев
Владимир, ученик 8 «а» класса МБОУ «Амгинский лицей им. Л.В. Киренского». Тема:
«Геологические исследования шлихов в бассейне реки Амга». Руководитель Быстрова
Алена Вячеславовна.
Секция «Конкурс гидов»
Новикова
Саргылана, ученица 7 «а» МБОУ «Амгинская СОШ 1 им. В.Г. Короленко». Тема «Харама
хайата». Руководитель Шишигина Виктория
Петровна, учитель английского языка.
Секция «Историческое краеведение и
археология»
Носов Дмитрий, ученик 10 класса МБОУ «Амгинский лицей им.
Л.В. Киренского» - «Амгинский улус в
гражданской войне (на основе воспоминаний Носова М.Г)». Руководитель Носова
Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы.
Таныкова Розалия,
ученица 11 класса МБОУ
«Амгинская СОШ 1 им. В.Г. Короленко» - «Наскальные писаницы Амги как исторические памятники древнейшего освоения
территории таежными охотниками. Руководитель
Захарова Ванина Ивановна, учитель истории.
Аммосов Арыйаан, ученик 7 класса МБОУ «Амгинский лицей им.
Л.В. Киренского» - «Стоянка Верхняя деревня
– археологический памятник в долине реки Амги». Руководитель Чемезов Григорий
Касьянович, учитель истории и обществознания.
Христофоров
Александр, ученик 8 «а» МБОУ
«Амгинский лицей имени академика Л.В. Киренского». - «Нет на картах больше этих деревень…» (исследовательский
обзор исчезнувших поселений Амгинского улуса Якутии). Руководитель
Петрова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания.
Новгородов
Эдуард, ученик 3 класса МБОУ «Чакырская СОШ». Тема: «И.Я. Строд – герой
гражданской войны». Руководитель Николаева Дария Ефимовна.
Секция «Литературное краеведение»
Никифорова Юлиана, Шишигина Марианна, учащиеся 9
класса МБОУ «Алтанская СОШ» Амгинского улуса – «Айар куттаах Алтаннар». Руководитель
Стручкова Елена Ивановна.
Карманова Аина, ученица 7
б класса МБОУ «Амгинский лицей им. Л.В. Киренского История моей семьи в
литературе гражданской войны в Якутии. Руководитель Карманова Майя Капитоновна.
Секция
«Природа родного края»
Сысолятина Алена, ученица
11 в класса МБОУ «Амгинская
СОШ 1 им. В.Г. Короленко». Тема «Лимонно-сосновый напиток». Руководитель Иванова
Любовь Коммунаровна.
Андреева Нарыйа, ученица 7
класса МБОУ «Амгинский лицей им. Л.В. Киренского». Тема «Изучение популяции башмачка
на местности Харыйалаах». Руководитель Караканова М.А.
Соломонова Диана, ученица 3а класса МБОУ «Амгинская
СОШ 1 им. В.Г.Короленко» - «Сиэмэни араас ньыманан ууннэрии». Руководитель Соломонова Алена Александровна.
Сагынбекова Аяна, ученица 3 б класса МБОУ «Мархинская СОШ № 1» г. Якутска
- «Якутская корова (Природа родного края)». Руководитель Фёдорова Лена Васильевна.
Секция
«Хозяйство и экология»
Кузнецов Андрей, ученик 9 класса МБОУ «Амгинский лицей
им. Л.В. Киренского» - «Физико-химические показатели реки Амга». Руководитель Быстрова
Алена Вячеславовна.
Слепцов Георгий, ученик 8 класса МБОУ «Бетюнская СОШ»
Амгинского улуса – «Древесные отходы – в дело». Руководитель Корнилова Сардана
Михайловна, учитель русского языка и литературы. Слепцова Евдокия Семеновна,
учитель ИЗО и черчения.
Скрыбыкина Саяна, ученица 3 МБОУ «Мархинская СОШ»
г.Якутска – «В каких условиях дальше хранится хлеб». Руководитель Федорова Лена
Васильевна.
Секция «Музееведение и этнография»
Захарова Татьяна,
ученица 4 а класса МБОУ «Амгинская СОШ 1 им. В.Г.Короленко».
Тема – “Как в старину пекли лепешки». Руководитель Антипина
Анна Александровна, учитель начальных классов.
Платонов Айтал, ученик 3 б класса МБОУ «Мархинская СОШ№1” г. Якутска – “Старообрядцы в Якутии”.
Руководитель Фёдорова Лена Васильевна.
Чикальдин
Тимур, ученик 8 б класса МБОУ «Амгинский лицей им. Л.В. Киренского» - «Из истории палеонтологических млекопитающих на
территории Якутии». Руководитель Петрова Татьяна Александровна, учитель
истории и обществознания.
Федоров
Ньургустан, ученик 9 а класса МБОУ «Амгинская СОШ 1 им. В.Г.Короленко» - «Музейный
экспонат - приспособления для сбивания масла». Руководитель Слепцова Надежда
Яковлевна
Халикова Валерия, ученица 10 а класса МБОУ «Амгинская СОШ №2»
- «Сравнение шаманских бубнов у якутов и бурят».
Руководитель: Чикальдин Андрей Иванович, учитель истории.
Конференция
прошла плодотворно. Каждый доклад оказался уникальным. Победителям и призерам
вручили дипломы и призы. Деятельностью амгинских юных краеведов уже
заинтересовались российские центры. Так Чикальдин Тимур (МБОУ Амгинский лицей
им. Л.В. Киренского, руководитель Петрова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания)
будет представлять свой доклад «Из
истории палеонтологических млекопитающих на территории Якутии» в 3D-формате в Москве, С-Петербурге и Казани.
Самая первая школа Амгинского улуса продолжает
лучшие традиции в системе образования, а наиболее пытливых школьников ведет к
первым научным достижениям.
Пермикина Надежда, методист РРЦ «Юные якутяне»


