Новости

15 мая 2019 г. | Мероприятия › Новости

Пушкин-художник

 

6 июня мы отметим 220 лет со дня  рождения Александра Сергеевича Пушкина. Гениальность Пушкина  феноменальна. Но мало кто знает, что один из величайших поэтов мира, зачинатель русской прозы XIX века, драматург-новатор был еще и талантливым художником-графиком.

Рисунки Пушкина дошли до нашего времени лишь благодаря тому, что его друзья и поклонники (поклонницы) любовно и бережно хранили их в своих альбомах и архивах. Сам Пушкин не придавал значения этой стороне своего таланта. Они размещаются на полях рукописей, среди стихов, часто стихи пишутся поверх незаконченного наброска.

Яркая образная выразительность рисунков Пушкина, неповторимая манера письма всегда дорога нам. Они во многом проливают свет на мучительные переживания, терзавшие великого поэта, на его самоиронию, тайны и проблемы. Многие исследователи занимались разгадкой рисунков Пушкина, устанавливая личности тех людей, которых запечатлел поэт. Исследователи считают, что чаще всего рисунки появлялись в момент душевного волнения поэта, неясной тревоги или смятения. Рисунки Пушкина и до сих пор до конца не разгаданы, вызывают много споров и дискуссий. Толкование и разгадывание пушкинских рисунков продолжается.

Если всмотреться в рукописи Пушкина, то нельзя не увидеть, что весь почерк его и начертания букв и рисунки — легкие, стремительные, летящие, что вполне отвечало его темпераменту. Рисунки Пушкина как бы рождались сами собой, иногда как воплощение мелькнувшей идеи, иногда вслед за ней, как ее развитие, иногда же в поисках единственно нужного, точного слова или рифмы рука поэта машинально чертила образ.

 

 

В течение  20 лет Пушкин рисовал автопортреты, их насчитывают более 90. Автопортреты Пушкина не имеют аналогий в истории искусства так же,  как его стихи и проза в истории литературы. В них Пушкин далеко обогнал свое время по стилю и методу рисунка, жанровой раскованности, полному несоблюдению ограничений внутри каждого жанра. Его автопортреты высоко поэтичны, трагичны и одновременно ироничны. Рисованные для себя, оставшиеся неизвестными для современников, автопортреты Пушкина были оценены лишь столетие спустя.  По заключенной в них характеристике рисунки столь емки и вместе с тем точны, а по манере исполнения столь смелы и артистичны, что время над ними не властно, они не стареют, хотя и точно соотносятся  с приметами пушкинской поры. И сейчас они кажутся нам только что нанесенными на бумагу современным нам художником. Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность:

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может ровняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова…

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености

 

По мнению профессиональных художников, Пушкин обладал выдающимся даром портретиста, способностью одним штрихом схватить характерные черты портретируемого. Вместе с тем и в наши дни среди пушкинистов идут жаркие споры – кто изображен на том или ином портрете? В книге Р. Жуйковой «Портретные рисунки Пушкина», собравшей воедино около тысячи рисунков, иные портреты имеют по две, три, четыре, пять расшифровок! Пушкин, спустя два столетия остается загадкой!

Будут ли эти загадки когда-нибудь разгаданы? Сколько еще удивительных открытий нас ожидает на этом пути? 

 

 Встречался ли Пушкин с Лермонтовым?  Этот вопрос мучает многих исследователей. Рисунок Пушкина, который он набросал осенью 1835 г. в приходно-расходной книге баронессы Е.Н. Вревской (Зизи Вульф), позволяет предполагать, что встреча двух поэтов состоялась. Не профиль ли Лермонтова  в этой зарисовке? В рисунках Александра Сергеевича нет ничего «просто так», а многие из них построены по типу ребуса.

 

Еще одну загадку загадал нам великий поэт одним из своих рисунков, сделанным во времена одесской ссылки. Загадка связана с изображением генерал-губернатора Одессы графа Михаила Семеновича Воронцова: на его портрете изображен обнаженный натурщик в позе Геракла, раздирающего пасть льва. Но вместо пасти льва Геракл рвет волосы у Воронцова. Ранее известными искусствоведами уже было сделано несколько трактовок этого необычного рисунка. Интересно, что же на самом деле хотел сказать этим рисунком великий поэт?

Пушкин был человеком своего времени – чувственным и вместе с тем рассудочным,

  способным порою увлекаться почти до безумия, но никогда не отдававший себя  целиком.

Из всех многочисленных любовных увлечений,  ни одно не подчинило полностью его душу. Он признавался в любви многим, но по  настоящему, любил только свою Музу.

 

 

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается 14 её портретов, с 1830 по 1836 год.

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

  

 

 

Изредка встречаются в рисунках Пушкина пейзажи. Они кажутся столь же верным отражением виденного, как и изображения людей, которые почти всегда портретны.   Острая восприимчивость поэта искала выхода для выражения запавших в его сознание величественных впечатлений – и в рисунках и в поэзии.

Одним из любимейших занятий Пушкина в деревне была верховая езда.

Как быстро в поле, вкруг открытом,

Подкован вновь, мой конь бежит!

Как звонко под его копытом

Земля промерзлая звучит!

Ничто не отвлекало его от мыслей во время этих одиноких прогулок. Он сочинял. Природу лошади Пушкин знал и чувствовал как всадник.   С удивительной меткостью закреплял его быстрый рисунок – по памяти, дома – мгновенные движения животного. Изображая коня, он передавал только пластику, самую душу движения. Тонкими линиями выражал он стихийность порыва – круто изогнутую шею, склоненную до земли голову, взлет брыкнувших задних ног.

Эти рисунки — одни из самых замечательных по мастерству. Рисунки Пушкина возникали в минуты раздумий, неудовлетворённости написанным. Они почти никогда не создавались специально. Это рисунки для себя, и в этом их особая  ценность.

 

 

Как далека графика Пушкина от графики его века!

Рисунок Пушкина необыкновенно современен! Стремительность, импровизационная динамичность его, крайняя лаконичность, обобщающий взгляд художника, отбирающий в предмете лишь самое важное, – все эти органические черты пушкинской графики роднят его изобразительное искусство с эстетикой нашего века