План и положение мероприятий

27 февраля 2018 г. | Мероприятия › План и положение мероприятий, Мероприятия › План и положение мероприятий | Мероприятия › План и положение мероприятий, Мероприятия › План и положение мероприятий

Положение республиканского конкурса программ и учебно-методических материалов

                                          Утверждаю:  

___п/п____   М.П.Петрова

директор ГАНОУ РС(Я)

«Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне»

                                                                                                             «_22_»_января_2018 г.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о республиканском конкурсе

дополнительных общеобразовательных программ

и учебно-методических материалов,

посвященном к 100-летию государственной системы

дополнительного образования детей России

 

 

Общие положения

 

Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения республиканского конкурса дополнительных общеобразовательных программ и учебно-методических материалов (далее - Конкурс).

Организатор: ГАНОУ РС(Я) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне».

 

Цель Конкурса: обновление содержания, методического и технологического обеспечения дополнительного образования детей реализацией дополнительных общеобразовательных программ.

Задачи Конкурса:

- повышение качества программно-методического и технологического обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с современным уровнем развития общества;

- обеспечение условий для реализации принципов инновационности, актуальности, открытости, вариативности, доступности, персонификации программ дополнительного образования детей и учебно-методических материалов;

- создание условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

- содействие развитию Интернет ресурса «Банк данных дополнительных общеобразовательных программ» как информационной платформы по апробации и распространению модели общественной экспертизы качества дополнительных общеобразовательных программ;

- выявление и распространение лучшего педагогического опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ в дистанционной форме.

 

Участники конкурса

В  Конкурсе могут принять участие педагогические работники образовательных организаций, осуществляющие образовательную деятельность с реализацией дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей.

 

Руководство Конкурсом

Подготовку и проведение Конкурса осуществляет Оргкомитет.

Оргкомитет утверждает состав экспертов, проводит республиканский конкурс, подводит итоги Конкурса по номинациям.

 

Сроки и порядок проведения Конкурса

          

Конкурс проводится с марта по май 2018 года по 3-м номинациям:

1. Дополнительные общеобразовательные программы

2. Учебно-методические материалы

3. Реализация программ в дистанционной форме

 

Для участия в Конкурсе до 27 апреля 2018 г. необходимо направить с пометкой «На Конкурс программ и УММ» по электронному адресу: rcdodmetodist@mail.ru следующие конкурсные материалы и документы:

1.      Заявка об участии в Конкурсе за подписью руководителя организации (Приложение 1)

2.      Дополнительная общеобразовательная программа

3.      Учебно-методический материал

4.      Справка о реализации программы, заверенная руководителем организации.

 

Требования к конкурсному материалу:

1.      Титульный лист программы должен быть в формате pdf с отметкой об утверждении с датой, подписью и печатью.

2.      Титульный лист учебно-методического материала должен быть в формате pdf с отметкой когда и кем рекомендован к применению (распространению).

3.      Дополнительные общеобразовательные программы и учебно-методические материалы должны быть предоставлены в формате word.

4.      Количество программ и учебно-методических материалов не ограничивается. 

5.      Представленные на Конкурс программы должны соответствовать Примерным требованиям к дополнительным  общеобразовательным программам (приложение 2).

6.      Оформление представленных на Конкурс учебно-методических материалов должно соответствовать Примерным требованиям к учебно-методическим материалам (приложение 3).

Подведение итогов и награждение победителей

Подведение итогов республиканского конкурса дополнительных общеобразовательных программ и учебно-методических материалов проводится до 18 мая 2018 года. Педагогическим работникам, представившим лучшие дополнительные общеобразовательные программы и учебно-методические материалы по результатам экспертной оценки присуждаются Дипломы I, II, III степеней.

Итоги Конкурса оформляются специальным протоколом и размещаются на сайтах.

Лучшие дополнительные общеобразовательные программы будут рекомендованы в республиканский и федеральный банки программ дополнительного образования. Материалы программ и учебно-методических материалов могут быть включены в образовательные сборники.

Авторские права участников Конкурса

Материалы, направленные на Конкурс, не возвращаются. Ответственность за содержание представленных на Конкурс работ организаторы не несут.

Поступление конкурсных материалов в Оргкомитет будет рассматриваться как согласие автора (авторов) на возможную публикацию и размещение в средствах массовой информации отдельных материалов с соблюдением авторских прав.

Справки по тел. 8 (4112) 32-50-24,  е-mail: rcdodmetodist@mail.ru

 

Приложение 1

к Положению о республиканском конкурсе

дополнительных общеобразовательных программ

и учебно-методических материалов

 

Заявка

на участие в конкурсе дополнительных общеобразовательных программ

и учебно-методических материалов

 

Муниципальный район, городской округ

 

Наименование образовательной организации

 

Автор (авторы), составитель (составители) (ФИО полностью, должность, образование, педстаж)

 

Телефоны, адрес электронной почты

 

 

Номинация

 

 

Наименование конкурсного материала (программа с указанием направленности или учебно-методического материала)

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Положению о республиканском конкурсе

 дополнительных общеобразовательных программ

и учебно-методических материалов

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к дополнительным  общеобразовательным программам

           

В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности», целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональнее самоопределение. В связи с чем, содержание дополнительных общеобразовательных образовательных программ должно соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

направленностям дополнительных образовательных программ (технической,   художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественно-научной,   социально-педагогической);

современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);  методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального, основного и общего образования). В этой связи содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на:

формирование и развитие творческих способностей детей и подростков;     

удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;          

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;

выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса
в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию к жизни в обществе;

формирование общей культуры;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых
за пределами федеральных государственных образовательных стандартов
и федеральных государственных требований.

Структура дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение.

6. Список литературы (для педагога, для детей).

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы.

1. На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется указывать:

наименование образовательной организации;

когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа (последнее утверждение);

название дополнительной общеобразовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная  программа;

срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;

Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;

название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная  общеобразовательная программа;

год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:

направленность дополнительной общеобразовательной программы;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

цель и задачи реализации дополнительной  общеобразовательной программы;  отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих   программ;

возраст детей, участвующих в ее реализации;  

сроки реализации (продолжительность образовательного процесса) и этапы реализации;

формы и режим занятий;

ожидаемые результаты и способы их проверки;

формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может содержать:

перечень разделов, тем; 

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические
и практические;

учебно-техническое обеспечение по темам.    

4. Содержание изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется отразить через:

краткое описание тем  программы (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и технологий их организации (КТД, тренинг-технология, проектирование, шоу-технология и др.);

приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой дидактического материала и технического оснащения;

форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности программы;

авторские методики и технологии, используемые методы и технологии других авторов.

6. Список использованной литературы (список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).

 

Из критериев оценки дополнительной общеобразовательной программы

 

  1. Соответствие примерным требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы. Общая культура оформления программы. 
  2. Выраженность актуальности, новизны и педагогической целесообразности программы.
  3. Соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам. 
  4. Соответствие содержания программы заявленной цели и результату.
  5. Соответствие ожидаемых результатов программы ее цели и задачам.
  6. Обоснованность продолжительности реализации программы, форм и режима организации занятий по программе.
  7. Соответствие программы заявленному возрасту и категориям детей. Вариативность содержания программы, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
  8. Интегративность, преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия. 
  9. Обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических и методических технологий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы.

 

 

Приложение 3

к Положению о республиканском конкурсе

 дополнительных общеобразовательных программ,

учебно-методических материалов

 

Примерные требования к учебно-методическим материалам

 

Учебно-методический материал должен быть авторским и отображать опыт реализации программы, организации методического семинара, конференции, мастер-класса и других методических мероприятий, может представлять собой методические рекомендации педагогам, инструкции к проведению занятий, по изучению отдельных тем, план-конспект занятия детского объединения или по соответствию к требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

При использовании других источников в учебно-методическом материале должны быть ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

На титульном листе учебно-методического материала рекомендуется указывать:

наименование образовательной организации;

когда и кем рекомендован к применению (распространению);

название учебно-методического материала;

Ф.И.О., должность автора (авторов);

название города, населенного пункта, в котором реализуется учебно-методический материал;

год разработки учебно-методического материала.

           

Учебно-методический материал должен соответствовать примерной структуре:

- название разработки;

- название и форма проведения мероприятия;

- пояснительная записка, в которой указываются цель и задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, целевая аудитория, на которую рассчитано мероприятие, условия для проведения;

- оборудование, оформление;

- план проведения мероприятия;

- ход проведения мероприятия, где соблюдаются все композиционные части;

- методические рекомендации по проведению;

- список литературы.

 

Критерии оценки учебно-методических материалов:

-    Соответствие современным требованиям к организации методической работы;

- Новизна: направленность на обновление содержания, условий, форм и методов методической работы;

- Образовательная значимость: направленность на решение конкретной проблемы в образовательном учреждении;

- Результативность: реализация представленного подхода, позволяющего достигать определенных практических результатов;

-  Практический характер методической работы: возможность внедрения представленных  подходов в массовую практику.


Положение Конкурс программ и УММ-2018