Утверждаю:
___п/п____ М.П.Петрова
директор ГАНОУ РС(Я)
«Республиканский ресурсный центр «Юные
якутяне»
«_22_»_января_2018 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о республиканском конкурсе
дополнительных общеобразовательных программ
и учебно-методических материалов,
посвященном к 100-летию государственной системы
дополнительного образования детей России
Общие положения
Настоящее
Положение определяет порядок организации и проведения республиканского конкурса
дополнительных общеобразовательных программ и учебно-методических материалов
(далее - Конкурс).
Организатор: ГАНОУ РС(Я) «Республиканский
ресурсный центр «Юные якутяне».
Цель Конкурса: обновление содержания,
методического и технологического обеспечения дополнительного образования детей реализацией
дополнительных общеобразовательных программ.
Задачи Конкурса:
- повышение качества
программно-методического и технологического обеспечения дополнительного
образования детей в соответствии с современным уровнем развития общества;
- обеспечение условий
для реализации принципов инновационности, актуальности, открытости,
вариативности, доступности, персонификации программ дополнительного образования
детей и учебно-методических материалов;
- создание условий для
проведения независимой оценки качества образовательной деятельности
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
- содействие развитию
Интернет ресурса «Банк данных дополнительных общеобразовательных программ» как
информационной платформы по апробации и распространению модели общественной
экспертизы качества дополнительных общеобразовательных программ;
- выявление и распространение
лучшего педагогического опыта реализации дополнительных общеобразовательных
программ в дистанционной форме.
Участники
конкурса
В Конкурсе могут принять участие педагогические
работники образовательных организаций, осуществляющие образовательную
деятельность с реализацией дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей.
Руководство
Конкурсом
Подготовку и
проведение Конкурса осуществляет Оргкомитет.
Оргкомитет утверждает состав
экспертов, проводит республиканский конкурс, подводит итоги Конкурса по номинациям.
Сроки и порядок проведения Конкурса
Конкурс
проводится с марта по май 2018 года по 3-м
номинациям:
1. Дополнительные
общеобразовательные программы
2. Учебно-методические материалы
3. Реализация программ в
дистанционной форме
Для участия в Конкурсе до 27 апреля 2018 г. необходимо направить
с пометкой «На Конкурс программ и УММ»
по электронному адресу: rcdodmetodist@mail.ru
следующие конкурсные материалы и
документы:
1.
Заявка об участии в Конкурсе за подписью руководителя
организации (Приложение 1)
2.
Дополнительная общеобразовательная программа
3.
Учебно-методический материал
4.
Справка о реализации программы, заверенная
руководителем организации.
Требования к конкурсному материалу:
1.
Титульный лист программы должен быть в формате pdf с отметкой об утверждении
с датой, подписью и печатью.
2.
Титульный лист учебно-методического материала должен
быть в формате pdf с
отметкой когда и кем рекомендован к применению (распространению).
3.
Дополнительные общеобразовательные программы и
учебно-методические материалы должны быть предоставлены в формате word.
4.
Количество программ и учебно-методических материалов не
ограничивается.
5.
Представленные на Конкурс программы должны
соответствовать Примерным требованиям к дополнительным общеобразовательным программам (приложение 2).
6.
Оформление представленных на Конкурс учебно-методических
материалов должно соответствовать Примерным требованиям к учебно-методическим
материалам (приложение 3).
Подведение итогов и награждение победителей
Подведение
итогов республиканского конкурса дополнительных
общеобразовательных программ и
учебно-методических материалов проводится до 18 мая 2018 года. Педагогическим работникам, представившим лучшие дополнительные
общеобразовательные программы и учебно-методические материалы по результатам
экспертной оценки присуждаются Дипломы I, II, III степеней.
Итоги
Конкурса оформляются специальным протоколом и размещаются
на сайтах.
Лучшие дополнительные общеобразовательные программы будут рекомендованы
в республиканский и федеральный банки программ дополнительного образования.
Материалы программ и учебно-методических материалов могут быть включены в
образовательные сборники.
Авторские права участников Конкурса
Материалы, направленные
на Конкурс, не возвращаются. Ответственность за содержание представленных на
Конкурс работ организаторы не несут.
Поступление
конкурсных материалов в Оргкомитет будет рассматриваться как согласие автора
(авторов) на возможную публикацию и размещение в средствах массовой информации
отдельных материалов с соблюдением авторских прав.
Справки по тел. 8 (4112) 32-50-24,
е-mail: rcdodmetodist@mail.ru
Приложение 1
к Положению о
республиканском конкурсе
дополнительных общеобразовательных
программ
и учебно-методических
материалов
Заявка
на участие в конкурсе дополнительных общеобразовательных программ
и учебно-методических материалов
Муниципальный район, городской округ
|
|
Наименование образовательной организации
|
|
Автор (авторы), составитель (составители) (ФИО полностью, должность, образование,
педстаж)
|
|
Телефоны, адрес электронной почты
|
|
Номинация
|
|
Наименование конкурсного материала
(программа с указанием направленности или учебно-методического материала)
|
|
Приложение 2
к Положению о
республиканском конкурсе
дополнительных общеобразовательных программ
и учебно-методических
материалов
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к дополнительным
общеобразовательным программам
В соответствии
со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» «дополнительное образование детей
направлено на формирование и развитие творческих способностей детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном
и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности», целями и задачами дополнительных
общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и
воспитания детей, их жизненное и профессиональнее самоопределение. В связи с
чем, содержание дополнительных общеобразовательных образовательных программ
должно соответствовать:
достижениям
мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям
регионов;
соответствующему
уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему
(полному) общему образованию);
направленностям
дополнительных образовательных программ (технической, художественной, физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой, естественно-научной,
социально-педагогической);
современным
образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности,
доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения
(активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения,
занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным
процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне
необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого
обучающегося в объединении).
В настоящее
время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны
содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными
образовательными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального,
основного и общего образования). В этой связи содержание дополнительных
общеобразовательных программ должно быть направлено на:
формирование
и развитие творческих способностей детей и подростков;
удовлетворение
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом,
нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом;
формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического,
трудового воспитания;
выявление,
развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную
ориентацию;
подготовку
спортивного резерва и спортсменов высокого класса
в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из
числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов;
социализацию
и адаптацию к жизни в обществе;
формирование
общей культуры;
удовлетворение
иных образовательных потребностей и интересов,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых
за пределами федеральных государственных образовательных стандартов
и федеральных государственных требований.
Структура
дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная
общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные
элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы (для
педагога, для детей).
Примерные
требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной
общеобразовательной программы.
1. На
титульном листе дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется
указывать:
наименование
образовательной организации;
когда и кем
утверждена дополнительная общеобразовательная программа (последнее утверждение);
название
дополнительной общеобразовательной программы;
возраст детей,
на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
срок
реализации дополнительной общеобразовательной программы;
Ф.И.О.,
должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
название
города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
год разработки
дополнительной общеобразовательной программы.
2. В
пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует
раскрыть:
направленность
дополнительной общеобразовательной программы;
новизну,
актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи
реализации дополнительной общеобразовательной
программы; отличительные особенности
данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
возраст
детей, участвующих в ее реализации;
сроки
реализации (продолжительность образовательного процесса) и этапы реализации;
формы и режим
занятий;
ожидаемые
результаты и способы их проверки;
формы
подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования,
учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может
содержать:
перечень
разделов, тем;
количество
часов по каждой теме с разбивкой на теоретические
и практические;
учебно-техническое
обеспечение по темам.
4. Содержание
изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется отразить
через:
краткое
описание тем программы (теоретических и
практических видов занятий).
5.
Методическое обеспечение может включать описание:
форм занятий,
планируемых по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной
программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и
технологий их организации (КТД, тренинг-технология, проектирование,
шоу-технология и др.);
приемов и
методов организации образовательного процесса с отражением условий его
реализации, характеристикой дидактического материала и технического оснащения;
форм
подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной
программы и педагогического инструментария оценки эффективности программы;
авторские
методики и технологии, используемые методы и технологии других авторов.
6. Список
использованной литературы (список рекомендуемой литературы отдельно для
педагогов и отдельно для детей и родителей).
Из критериев оценки дополнительной общеобразовательной программы
- Соответствие
примерным требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов
дополнительной общеобразовательной программы. Общая культура оформления
программы.
- Выраженность
актуальности, новизны и педагогической целесообразности программы.
- Соответствие
программы действующим нормативным правовым актам и государственным
программным документам.
- Соответствие
содержания программы заявленной цели и результату.
- Соответствие
ожидаемых результатов программы ее цели и задачам.
- Обоснованность
продолжительности реализации программы, форм и режима организации занятий
по программе.
- Соответствие
программы заявленному возрасту и категориям детей. Вариативность
содержания программы, возможность выбора и построения индивидуальной
образовательной траектории.
- Интегративность,
преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами
образовательных программ, уровень обеспечения сетевого
взаимодействия.
- Обоснованность
и разнообразие используемых в программе педагогических и методических
технологий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Обоснованность
критериев и технологий отслеживания результатов и удовлетворенности
качеством программы.
Приложение 3
к Положению о
республиканском конкурсе
дополнительных общеобразовательных программ,
учебно-методических
материалов
Примерные требования к учебно-методическим материалам
Учебно-методический материал должен быть авторским и отображать опыт реализации
программы, организации методического семинара, конференции, мастер-класса и
других методических мероприятий, может представлять собой методические
рекомендации педагогам, инструкции к проведению занятий, по изучению отдельных
тем, план-конспект занятия детского объединения или по соответствию к
требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
При использовании других
источников в учебно-методическом материале должны быть ссылки на авторов и
названия источников с указанием страниц.
На титульном листе учебно-методического
материала рекомендуется указывать:
наименование
образовательной организации;
когда и кем
рекомендован к применению (распространению);
название
учебно-методического материала;
Ф.И.О.,
должность автора (авторов);
название
города, населенного пункта, в котором реализуется учебно-методический материал;
год разработки
учебно-методического материала.
Учебно-методический материал должен соответствовать примерной структуре:
- название разработки;
- название и форма проведения
мероприятия;
- пояснительная записка, в
которой указываются цель и задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод
проведения, целевая аудитория, на которую рассчитано мероприятие, условия для
проведения;
- оборудование, оформление;
- план проведения мероприятия;
- ход проведения мероприятия,
где соблюдаются все композиционные части;
- методические рекомендации по
проведению;
- список литературы.
Критерии оценки учебно-методических материалов:
- Соответствие современным требованиям к
организации методической работы;
- Новизна: направленность на обновление
содержания, условий, форм и методов методической работы;
- Образовательная значимость:
направленность на решение конкретной проблемы в образовательном учреждении;
- Результативность: реализация
представленного подхода, позволяющего достигать определенных практических
результатов;
- Практический
характер методической работы: возможность внедрения представленных подходов в массовую практику.