Новости

9 октября 2018 г. | Патриотическое воспитание, ЯРО «Воспитание всем обществом»  › Новости, Мероприятия

Героями не рождаются, их воспитывают

4 октября 2018 г. в рамках программы секции «Российское движение школьников» III Межрегиональной научно-практической конференции «Инновации в дополнительном образовании: опыт и перспективы», посвященной 100-летию системы дополнительного образования в России состоялась панельная дискуссия «Герои нашего времени», в которой приняли участие активисты детского движения и ученического самоуправления ЯГНПШ № 2, СОШ № 5, СОШ № 7 ГО «Город Якутск», педагоги организаторы детского движения. Было всего около 60 участников.

Участников панельной дискуссии приветствовали заместитель министра по делам молодежи и семейной политики Республики Саха (Якутия) Любовь Клюкина, заместитель руководителя отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Татьяна Иванова. Инициатор акции «Горячие сердца полюса холода»- директор Республиканского центра развития детского движения и региональный координатор Российского движения школьников Нюргуяна Макарова рассказала о работе по выявлению и поощрению детей, совершивших героические поступки.

Проблема нравственных ориентиров в воспитании молодежи стоит в условиях бесцензурной информации и виртуальной жестокости очень остро. В средствах массовой информации и сети Интернет к чуду сегодня приравниваются примеры бескорыстного служения людям. Дает о себе знать время, когда слово «патриот» было почти ругательством, педагогам говорилось, что надо воспитывать не альтруистов, а эгоистов.

Вначале дискуссии перед собравшимися выступил Прокопьев Айаан, обучающийся 9 класса Верхневилюйского республиканского лицея-интерната М.А. Алексеева- школы Российского движения школьников. Айаан 29 октября прошлого года спас провалившегося под лед 19-летнего молодого человека с ограниченными возможностями.

Он рассказал, что детское движение является для него важнейшей составляющей жизни: он с друзьями ходит в турпоходы, на сплавы, активно занимается спортом и участвует в добровольческих акциях. В интервью, которое он давал юному журналисту Андреевой Лене, Айаан рассказал о себе, о том случае, когда он спас тонущего мальчика. Он держался очень скромно – «каждый на моем месте поступил бы так же». На вопрос ведущей: «почему же все-таки именно ты? Ведь там еще были ребята», ответил: «Так получилось, что я оказался быстрее, времени на раздумья не было»…

Модераторы  Александр Васильев, старший методист Республиканского центра развития детского движения и Андреева Лена, студентка Якутского финансово-экономического колледжа, председатель малого совета ЕДД «Стремление» («Дьулуур»), предложили участникам панельной дискуссии разделиться на микрогруппы по 6 – 8 человек, выбрать представителя, который будет представлять  микрогруппу на дискуссии, на которой обсуждались проблемные вопросы:

1.                 Стоит ли относить добрые дела к героическим поступкам?

2.                 Помощь людям должна стать частью повседневной жизни каждого человека и не считаться героизмом?

3.                 Стоит ли замечать каждый маленький поступок, чтобы достичь большего?

4.                 Герои – кто они? Это особые люди или на подвиг способен каждый?

5.                 Возможно, ли, воспитать в людях чувство ответственности за других или это врожденное качество?

6.                 Кого воспитывать - Эгоиста или Альтруиста?

После 20- минутного обсуждения представители групп собрались на сцене и получили возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники следили за ходом обсуждения и тем, насколько точно представитель группы выражает общую позицию. Собственное мнение каждый участник панельной дискуссии  смог высказать после выступления представителей микрогрупп. 

Примечательно, что мнения по многим вопросам и взрослых, и детских микрогрупп совпали- добрые дела, если они совершаются не в ущерб собственным интересам,  героическими считать не стоит. Но почти все согласились с особым мнением группы старшеклассников, которую представлял Айаан из Президентского Совета Якутской городской национальной политехнической школы № 2 об относительности оценивания поступков, исходя из сложившейся ситуации, личности участников и т.д. Участники пришли к общему мнению: «Помощь людям должна стать частью повседневной жизни каждого человека и не считаться героизмом»; «Надо замечать каждый маленький поступок, чтобы достичь большего» (особое мнение представила группа старшеклассников которую представил Саша из детской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» СОШ № 7: «Не надо замечать маленькие добрые дела, ведь это должно стать обыденным делом»);  «Героями не рождаются, их воспитывают. Потенциально совершить подвиг может каждый»; «Воспитывать надо в меру эгоиста, в меру альтруиста, без крайностей».

В целом дискуссия прошла в доброжелательной атмосфере, получилась интересной и содержательной. Героев воспитывает среда. А среда- это современная общественность: педагоги, родители, сверстники. Если в школе воспитываются такие дети, то можно считать, что в ней правильно организована воспитательная деятельность.