В эти дни перед нами
встал новый вызов: организовать дистанционное обучение в учреждениях
дополнительного образования детей. Стала очевидна необходимость овладения
технологиями дистанционного образования и педагогов, и детей, и родителей. Само
собой, возникают объективные трудности.
Среди проблем можно
назвать неготовность нормативной базы, отсутствие
алгоритма действий руководства и педагогов учреждений дополнительного
образования детей, методических рекомендаций по организации дистанционного
обучения, качественного контента, слабые технические ресурсы. В нашей республике, с ее огромными
территориями и наличием отдаленных труднодоступных малых населенных пунктов, особенно
арктических территорий, местами
отсутствует Интернет и часто бывают перебои с электричеством и т.п.
Нам необходимо ставить новые
цели и задачи, представить ожидаемые
результаты по изменению
образовательного процесса,
модернизировать существующие дополнительные общеобразовательные программы путем
внедрения новых технологий.
В помощь педагогам
дополнительного образования детей Министерством образования и науки республики и
Республиканским ресурсным центром «Юные
якутяне» – Региональным модельным центром
дополнительного образования РС(Я) разработано электронное
пособие «Технологии дистанционного обучения в учреждениях дополнительного
образования детей Республики Саха (Якутия)». Здесь представлены документы о
порядке организации дистанционного обучения в образовательных организациях
республики, примерные правила работы учреждений дополнительного образования
республики в период карантина, модели реализации образовательных программ,
пошаговые инструкции организации занятий в режиме видеоконференцсвязи с
использованием дистанционных технологий и т.д.
В пособии собраны лучшие
практики педагогов по организации дистанционных форм обучения по шести
направленностям дополнительного образования детей: естественнонаучной,
технической, туристско-краеведческой, социально-педагогической,
физкультурно-спортивной, художественной.
Авторы разработок предлагают
интересные формы и методы обучения при помощи современных информационных
технологий.
Так как пособие
интерактивное, оно постоянно обновляется. Так что ждем от коллег новых идей и
предложений по организации дистанционной работы, методические разработки по
применению дистанционных технологий обучения
на электронную почту modod@mail.ru. После экспертизы сотрудниками Регионального
модельного центра дополнительного образования РС(Я) они будут размещаться в Google
Диске для скачивания по ссылке: Методические разработки
Стоит подчеркнуть, что
сегодня перед нами, педагогами, стоит важнейшая задача создания единого
образовательного пространства в рамках не только нашей республики, но и страны, и даже всего
мирового сообщества, что подразумевает
обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного
пространства. Мы ориентируемся на такие
социальные группы, как, во-первых, дети, подростки и молодежь, которые не
имеют возможности получить
высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в
силу ограниченной пропускной способности этой системы, географической
удаленности от образовательных организаций и других аналогичных факторов;
во-вторых, на взрослых, уже имеющих
образование и желающих приобрести новые знания или второе дополнительное
образование.
Реализация этих
приоритетов вполне возможна. Ее необходимость объективно диктуется
теми процессами, которые наступательно
идут в обществе. Продолжаются
экономические реформы, выдвигающие новые требования к образованию и
формированию новых потребностей населения в современном содержании и технологиях
образования. Происходят политические
изменения и рост международной
интеграции в образовании, способствующие росту международных связей при
усилении конкуренции. Появляются и
получают быстрое развитие качественно новые технические средства обмена информацией
между участниками образовательного процесса.
Вместе с тем мы
должны учитывать такие принципиальные требования, как безусловное
обеспечение высоких стандартов качества образования за счет реализации
комплексных образовательных программ; организация образования на основе тесного
и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства; конкретная
адресность курсов и программ дополнительного образования в зависимости от
социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых.
Таким образом, перед
современным образованием ставится задача широкого развертывания дистанционной системы получения знаний. Ее актуальность
обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В
Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020
года электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной
модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.