Колонка директора

17 августа 2019 г. | Колонка директора

Готовы ли вы стать педагогами цифрового будущего?

Уважаемые коллеги!

С 19-21 августа в г. Якутске состоится традиционное августовское совещание педагогических работников республики «Консолидация в образовании: новые модели и механизмы». Одной из центральных тем мероприятия станет цифровизация.

Национальный проект «Образование» ставит задачу создания «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней».

Главные цифры проекта «Цифровая образовательная среда» (к 2024 г.): внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25 % общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100 % образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей. Общий бюджет проекта более 79,8 млрд рублей.

Главой Якутии Айсеном Николаевым подписано распоряжение  от 26 октября 2018 г. № 899-РГ «О внедрении целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия) в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"». Утверждены «Комплекс мер по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия)», «Концепция внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия)», «Дорожная карта по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды на 2019 год».

Как отметил  Айсен Сергеевич, «главная цель – повышение качества образования для всех детей, рост их конкурентоспособности. Якутяне должны быть востребованы в высокооплачиваемых отраслях, иметь возможность открывать свое дело, развивать собственный бизнес. Это вопрос благополучия народа, надо выходить из ситуации не востребованности, в которой многие наши люди, к сожалению, сейчас находятся».

По словам к.ф.-м.н., министра образования республики Владимира Егорова,  «современный ребенок имеет доступ к большому объему информации и роль учителя изменилась – он уже не единственный источник знаний и должен помогать ребенку ориентироваться в большом потоке данных. Таким образом, учитель становится проводником и наставником, который может поспособствовать гармоничному развитию ученика как личности. Цифровизация должна помогать не только в содержательной части, но и облегчать администрирование всех процессов, сдачу отчетности и т.д.».

В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» в республике планируется создание   центров цифрового образования для детей «IT-куб» с годовым охватом не менее 1 200 детей к 2022 г. по направлениям: программирование на Python,  основы программирования на Java, мобильная разработка,  системное администрирование, цифровая гигиена, работа с большими данными, базовые навыки программирования на С-подобных языках. К концу 2024 г. 50 % педагогов от общего числа педагогических работников общего образования должны пройти повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса «одного окна».

Уважаемые коллеги! Мы с вами четко понимаем, как важна роль сферы дополнительного образования  в формировании у детей навыков XXI века, создании потенциала общества завтрашнего дня.  Через  реализацию федерального проекта «Успех каждого ребенка» мы должны готовить детей к профессиям цифрового будущего, увеличивать доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития РФ.  

В республике создается сеть детских технопарков, лабораторий и мастерских,  IT-центров прорывного развития цифровых технологий; реализуется проект ранней профессиональной ориентации учащихся «Билет в будущее»; проводятся открытые онлайн-уроки «Проектория», этап Всероссийской олимпиады школьников «Технология»; действует  навигатор системы дополнительного образования  детямякутии.рф; активно внедряются дистанционные образовательные технологии  и т.д.  Кроме этого, готовится Концепция профориентационной работы, которая опирается  на «ПРОФ-ID», объединяющий все федеральные и республиканские проекты. В июне этого года в республике началась реализация федеральной инициативы «Кадры будущего для регионов» Агентства стратегических инициатив. Школьники встречаются с представителями профессиональных сообществ и ведущих организаций – потенциальных работодателей, обсуждают с ними актуальные вопросы по профессиям будущего, цифровой экономике, внедрению инноваций и прорывных технологий в регионах.

Перед нами, педагогами дополнительного образования, стоят задачи продвижения компетенций в области цифровизации; создания эффективного механизма ранней профориентации; среды для формирования базовых и углубленных знаний в области ИТ-технологий.

Готовы ли мы организовать образовательную деятельность обучающихся в условиях цифровой образовательной среды и готовить будущих специалистов для работы в цифровой производственной среде? Как смоделировать такой контекст личного и профессионального роста в этом направлении, чтобы чувствовать себя уверенным профессионалом, педагогом цифрового будущего?

С целью исследования готовности педагогов республики работать в цифровой среде Республиканским ресурсным центром «Юные якутяне» проведен опрос. Респонденты едины во мнении, что необходимо непрерывное самообразование, повышение компетентности, формирование новых компетенций по данному направлению.  Таким образом, реализация проекта «Цифровая образовательная среда» задает дополнительные направления подготовки педагогов.

В рамках августовского совещания наше учреждение проводит для педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, специалистов по профориентации курсы повышения квалификации.  Будут рассмотрены такие актуальнейшие темы, как «Экосистема дополнительного образования», «Профориентационный проект «ПРОФ-ID», «Стандарт сети детских технопарков РС(Я)», «Работа учреждений дополнительного образования детей  со статистической отчетностью», «Муниципальный (опорный) центр как базис муниципальной системы дополнительного образования», «Научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся в современном образовании», «Использование дистанционных технологий в дополнительном образовании», «Практикум по основам психологии».

И, конечно же, на совещании будет работать площадка  «Дополнительное образование: новый взгляд и современные подходы». Состоятся презентации проектов «Внедрение цифровой среды в образовательные учреждения» и «Профориентационная работа «ПРОФ-ID», стратегическая сессия «Муниципальный (опорный) центр как базис муниципальной системы дополнительного образования», круглый стол «Проект концепции по профориентации», установочный семинар «Реализация программы IT-школы А.М. Илларионова на базе образовательного учреждения», форум проектов системы образования и т.д.

Приглашаю принять активное участие!